Со вступительным словом перед собравшимися выступил
руководитель Роспечати Михаил Сеславинский, с тезисами доклада – заместитель
начальника Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Юрий Пуля.
В дискуссии о докладе участвовали председатель Комитета по информационной
политике Госдумы РФ Валерий Комиссаров, президент Ассоциации распространителей
печатной продукции Дмитрий Мартынов, секретарь Союза журналистов России Михаил
Федотов, председатель совета директоров ИД HFS и ИГ «ИнтерМедиаГруп» Виктор
Шкулев, которые высоко оценили приведенные в документе данные. По общему мнению
собравшихся, такой широкий и глубокий анализ российского рынка СМИ был
представлен впервые.
Так, в докладе говорится, что объем российского
медиарынка в 2004 году превысил $6 млрд., а к 2008 году он увеличится до $7,5-8
млрд. Рынок прессы в России также растет: в 2004 году было реализовано
периодических печатных изданий на сумму около $1,9 млрд., в том числе на
$520–530 млн. – по подписке и примерно на $1 млрд. – в розницу. По темпам роста
рынок прессы России в настоящее время уступает только аналогичным рынкам Индии и
Китая. Был отмечен и рост российского рынка рекламы в СМИ: в последнее время
ежегодно он растет примерно на треть. Эксперты полагают, что рынок рекламы в
прессе, особенно региональной, по-прежнему недооценен, главным образом, по
причине непрозрачности и закрытости рынка печатных СМИ в целом. По их мнению,
недооценен и сегмент рекламных и рекламно-информационных изданий.
В
докладе говорится, что, несмотря на заметный рост рекламных поступлений,
важнейшим источником дохода для большинства периодических печатных изданий
России остается реализация тиражей. По экспертным оценкам, в 2005 году доходы от
розничных продаж и подписки составят $1,725 млрд. При этом авторы доклада
отмечают, что «российский рынок розничной продажи периодики в значительной
степени архаичен, а дела с подпиской на периодическую печать обстоят не лучшим
образом».
Несмотря на то, что зарегистрировано в России около 47 тысяч
наименований периодических печатных изданий, реально издается лишь половина из
них. Как указано в озвученном докладе, «количественный рост печатных СМИ в
России давно не сопровождается адекватным ростом их тиражей, а число читателей
сокращается даже у самых известных газет и журналов». Общегодовой тираж
российских газет в 2004 году превысил 8,5 млрд. экз., тираж журналов составил
только 600 млн. экз.
Газеты распределены по регионам достаточно
равномерно – на Москву и Петербург приходится не более 10% общего количества
наименований. В то же время подавляющее большинство журналов – свыше 91%
наименований и 98% тиража – зарегистрированы и выходят в свет в Москве и
Санкт-Петербурге, говорится в докладе.
Доклад очень подробен и
охватывает все аспекты функционирования печатных СМИ (частично некоторые главы
доклада опубликованы в этом номере «Курьера», а также будут публиковаться в
дальнейшем). Однако Михаил Сеславинский в своем вступительном слове обратил
внимание собравшихся на ряд принципиальных моментов.
Как известно, с 1
января текущего года прекращено финансирование за счет средств федерального
бюджета районных и городских газет. Несмотря на то, что жить малой прессе теперь
стало труднее, сам этот факт свидетельствует об усилиях государства,
направленных на создание равных условий конкуренции на региональных рынках
прессы. Несмотря на то, что многие из участников рынка ратовали именно за такое
решение в отношении местных СМИ, не следует забывать, что финансовая поддержка
региональных социально значимых изданий на федеральном уровне все-таки должна
существовать, только оказывать ее следует целевым образом – по примеру того, как
сегодня поддерживаются электронные и онлайновые СМИ.
Второй аспект, на
который обратил внимание глава Роспечати, – это адекватное налогообложение
печатных средств массовой информации. Российское законодательство в этой части
требует совершенствования, хотя добиться нужного результата здесь будет весьма
непросто. Принципиальная же позиция ФАПМК состоит в том, чтобы, начиная с 2006
года, на федеральном уровне вернуться к практике создания для печатных СМИ и
книжной продукции, связанных с образованием, наукой и культурой, оптимального
режима налогообложения, имеющего целью сделать эту продукцию максимально
доступной для населения страны.
Кроме того, Михаил Сеславинский
подчеркнул – практика опубликования подобных аналитических докладов станет
традиционной.
Вторым пунктом повестки дня был вопрос о подготовке к
59-му Всемирному газетному конгрессу и 13-му Всемирному форуму редакторов,
которые будут проходить 4-7 июня 2006 года в Москве.
С сообщением об
этом, а также об аналогичных мероприятиях в Сеуле в мае-июне с.г. выступил
президент Гильдии издателей печатной продукции Леонид Макарон. Стоит напомнить,
что право провести у себя эти два крупнейших мировых мероприятия в сфере
печатных СМИ Москва отстояла в нелегкой борьбе, и, как было указано на прошедшем
мероприятии, немаловажную роль при выборе российской столицы среди других
претендентов сыграл и интерес к динамично растущему рынку прессы в России.
Подводя итоги заседания, Сеславинский назвал ряд конкретных мероприятий
по развитию российского рынка печатной продукции. Среди них – подготовка письма
губернаторам всех регионов с предложением предпринять меры по повсеместному
увеличению количества точек продаж прессы, прежде всего, в процессе нового
строительства, заранее включая эти объекты в генеральные планы и требования к
архитектурному планированию; проведение осенью с.г. совместной коллегии с ФАС
России по проблемам монополизма в отрасли печати, особенно при формировании
подписных цен «Почтой России» и цен на бумагу. Кроме того, Валерий Комиссаров
предложил провести встречу руководителей медиаотрасли с руководством Госдумы с
целью ускорить реализацию законодательных инициатив, озвученных в
докладе.
Александра ВОЗНЕСЕНСКАЯ