Назад

Альтернативные СМИ: союз с бизнесом еще впереди

Как сообщает пресс-служба Ассоциации, открывая заседание, исполнительный директор АМР Сергей Литовченко представил собравшимся нового председателя комитета по СМИ и информационной политике — директора службы по связям с общественностью ОАО «Вымпелком» Михаила Умарова.

«Альтернативные средства массовой коммуникации, такие как интернет-дневники, форумы, блоги и подкасты с каждым годом становятся все более популярными, и бизнес уже не может игнорировать их, — отметил г-н Умаров. — Традиционные СМИ — газеты, журналы и телевидение сохраняют ряд преимуществ: многолетнюю репутацию и сложившуюся целевую аудиторию. Тем не менее, новые виды коммуникации развиваются настолько быстро, что вопрос надо ставить таким образом: вытеснят ли они традиционные СМИ или займут особую нишу в сфере масс-медиа?»

Ольга Карабанова, исполнительный директор АНО «Институт развития прессы», сообщила участникам заседания, что в России зарегистрировано уже более 14 тыс. электронных СМИ, хотя общее количество печатных изданий не превышает 53 тыс. При этом количество пользователей Интернета только за 2005 год увеличилось на 19% и составило уже 22 млн. человек, а рынок интернет-рекламы растет на 50% в год. «Это показательные цифры, — заявила Ольга Карабанова. — Тем не менее, я не считаю, что интернет-издания, не говоря уже о форумах и он-лайновых дневниках, способны вытеснить традиционные СМИ. Скорее всего, поскольку мы живем в сложном мире дифференцированной информации, различные ее виды будут сообщаться различными способами».

Сходную мысль высказал Александр Балацкий, главный редактор электронной библиотеки «Public.ru». Более серьезная проблема, по словам г-на Балацкого, заключается в том, что отечественный бизнес неэффективно использует открывающиеся ему возможности Интернета. «В 2002 году врамках проекта «Электронная Россия» мы провелии исследование «Рунета, — сообщил докладчик, — и выяснили, что бизнес-ресурсы занимают 16% он-лайнового пространства в России и входят в тройку лидеров, наряду с IT-технологиями и развлечениями. Но спрос на деловые сайты при этом был в 4 раза ниже предложения. В начале этого года мы снова сверили эти показатели: на этот раз процент бизнес-ресурсов в Рунете достиг 21%, а их посещаемость выросла только до 8%». По мнению Балацкого, низкий спрос на он-лайновую деловую информацию связан с тем, что в российском Интернете не создана экспертная среда в области бизнеса.

«Проблема связана с уровнем развития отечественных он-лайновых ресурсов в целом, — продолжил мысль г-на Балацкого вице-президент по корпоративным коммуникациям ИГ «АТОН» Владислав Вершинин, — Например, проводя конференцию в Соединенных Штатах, я смог выбрать из целевой аудитории тех пользователей «всемирной паутины», которые находятся в 5 часах езды от Нью-Йорка. Мы разослали 300 тыс. сообщений, и это стоило всего 5 тыс. долларов. Почему в России ни один ресурс не способен предоставлять такие услуги?»

В продолжение разговора о западном опыте взаимодействия бизнеса и альтернативных СМИ Святослав Бычков, управляющий директор «SPN Ogivly Public Relations», подробно рассказал о такой форме коммуникации, как блоги — дневники пользователей Интернета. «В прошлом году только в России появилось 1, 5 млн. блогов, — сообщил он. — И пишут их вовсе не молодые бездельники, неделями просиживающие в сети. 37% авторов Интернет-дневников в нашей стране — менеджеры крупных зарубежных компаний. Там эта форма масс-медиа уже давно используется в интересах бизнеса».

С популярностью этого ресурса, и не только за рубежом, но и у нас, горячо согласилась представительница традиционного СМИ — шеф-редактор журнала «Карьера» Елена Куликова. Сейчас свои блоги ведут даже высокопоставленные сотрудники крупнейших западных корпораций. Самые известные из них — вице-президент «General Motors» Боб Лутц и вице-президент компании «Боинг» Рэнди Бейзлер. Кроме того, значительная часть информации, появляющейся в интернет-дневниках, впоследствии попадает в традиционные СМИ. По результатам американских исследований, 53% блогов становятся источниками для публикаций, и 28% журналистов используют их ежедневно в своей работе. Однако эта форма коммуникации еще плохо интегрирована в правовое поле. «Юридически он-лайновые дневники не считаются средствами массовой информации, — отметил Святослав Бычков. — Тем не менее, де факто они уже признаны в качестве СМИ. Авторов блогов даже приглашают на пресс-конференции в Белый дом».

«Юридические трудности возникают и с традиционными масс-медиа, — возразил докладчику Сергей Литовченко. — Даже в США, где правовое и этическое поля для СМИ хорошо разработаны, возникают споры о том, имеет ли право газета раскрывать источник своей информации. Другое дело, что с появлением электронных форм массовой коммуникации понятие СМИ может окончательно потерять четкость, и тогда его будет невозможно интерпретировать с точки зрения закона».

Подытожил обсуждение Валерий Зинченко, руководитель PR-службы УК «Альфа-Капитал». «Я рад, что сегодня не получилось горячей дискуссии, — сказал он. — Все собравшиеся признают легитимность альтернативных источников информации и убеждены в том, что бизнес должен использовать Интернет-СМИ. Все согласны и с тем, что печатные издания и телевидение не будут вытеснены новыми формами масс-медиа. В целом, сейчас невозможно предсказать, какими станут СМИ через 5–10 лет — очевидно только одно: их уровень будет качественно другим».

Читайте также

все новости