ЗАО «Роспечать» -- крупнейший распространитель
печатной продукции в Санкт-Петербурге по количеству розничных точек (более 270)
и второй по обороту после ООО «Метропресс». По экспертным оценкам, ЗАО
«Роспечать» занимает около 20% петербургского розничного рынка печатной
продукции, который составляет около $100 млн. ОАО "Агентство «Роспечать» владеет
3,5 тыс. точек розничной торговли прессой в 15 регионах России. Розничный оборот
компании составляет $120 млн. На рынке подписки агентство занимает, по оценкам
экспертов, 60-70% рынка.
Как
сообщил Ъ заместитель генерального директора агентства «Роспечать» Александр
Альперович, вчера завершилась сделка по приобретению 100% акций петербургского
ЗАО «Роспечать» у ЗАО «Группа ИСТ». Для последней распространительский бизнес
являлся непрофильным, и, по словам вице-президента ЗАО «Группа ИСТ» Николая
Добринова, именно это и стало причиной его продажи. Правда, этому предшествовали
двухлетние переговоры с агентством «Роспечать». «Агентство «Роспечать» начало
проявлять интерес к петербургской «Роспечати» два года назад,-- рассказывает
Николай Добринов.-- Но нам досталось довольно тяжелое хозяйство от ГУП
«Роспечать», и нужно было время, чтобы привести его в порядок". Сумму сделки
стороны не раскрывают; по оценкам участников рынка, она составляет около $3,5-4
млн.
По оценкам экспертов, ОАО «Агентство «Роспечать» с
годовым оборотом около $120 млн занимает около 20% розничного рынка периодики
России. Поэтому покупка оператора, даже одного из крупнейших, в одном из
регионов не сильно увеличит обороты агентства. Однако участники рынка полагают,
что агентство с таким упорством стремилось в Петербург, поскольку он является
стратегическим рынком для любой компании, претендующей на звание национальной.
"Петербург -- второй по значимости рынок в России,-- говорит председатель совета
директоров «Ашет Филипаки Шкулев» Виктор Шкулев.-- Теперь «Роспечать» может
претендовать на звание действительно национального оператора рынка
распространения прессы". При этом Виктор Шкулев отмечает, что издатели
заинтересованы в создании распространителя, работающего на территории всей
России. С ним согласен и директор по издательским проектам медиахолдинга
«Проф-медиа» Евгений Абов. "Нельзя не признать, что «Роспечать» сейчас самый
сильный игрок в розничном распространении периодики,-- отмечает он.-- Но в
распространителе-монополисте ничего плохого для издателей нет: гораздо проще
договориться о единых правилах игры на рынке с одной сильной компанией с
профессиональным менеджментом, чем с десятками небольших предприятий".
На сегодняшний день агентство «Роспечать» является единственной
компанией, создающей розничную сеть по продаже периодики по всей стране. Другие
распространители сомневаются в целесообразности создания подобной структуры.
"Распространительский бизнес в принципе не является очень прибыльным,--
утверждает гендиректор ООО «Холдинговая компания «Сегодня-Пресс» Александр
Сидин,-- а «Роспечать» строит империю из подчиненных компаний, разбросанных по
всей России, и я сомневаюсь, что это экономически целесообразно". А генеральный
директор маркетингового агентства «Медиамарк» Константин Исаков считает, что,
расширяя сеть, агентство «Роспечать» стремится не увеличить прибыль, а поднять
свою капитализацию. "Таким образом, агентство становится более привлекательным
для покупки, и поскольку для владельца его контрольного пакета – «Видео
Интернешнл» -- оно не является профильным активом, рано или поздно они будут
привлекать других инвесторов",-- полагает он.
ЮЛИЯ Ъ-КУЛИКОВА