— Появление конкурентов
сильно повлияло на ваше положение на рынке?
— Наши издания всегда были конкурентоспособными.
Во многом благодаря тому, что мы первыми начали выпуск некоторых видов
кроссвордов и это создало нам хорошую репутацию среди читателей. Истинные
«поклонники жанра» уже привыкли к тому, что практически каждый год
мы выпускаем что-то «свеженькое», и с интересом встречают наши
новинки.
Конечно, обострение конкуренции нельзя было
не ощутить, иногда это не самым лучшим образом отражалось
на тиражах наших изданий, но в целом возрастание конкуренции
не было для издательства болезненным процессом. Единственное, что
в этой связи хотелось бы сказать: раз уж конкуренции
не миновать, то пусть она будет честной. Ситуации, когда издатель
платит распространителю за то, чтобы в киосках не было продукции
его коллег, я считаю недопустимыми.
Надо сказать, в последнее время на рынке
кроссвордных изданий наблюдается некоторое уменьшение тиражей. Это можно
объяснить снижением читательского интереса к таким проектам. Слишком много
появилось на прилавках развлекательных газет и журналов,
и перенасыщение рынка стало причиной пресыщения наших читателей.
Ни в одной европейской стране не выходит столько развлекательных
изданий! Так что, думаю, скоро настанет тот момент, когда на рынке
развлекательных СМИ произойдет окончательный «естественный отбор» и все
постепенно войдет в определенные рамки и приблизится к мировым
показателям.
— Как
вы распространяете свои издания? Сильно ли отличаются рынки
дистрибуции в России и Беларуси?
— Издания «НАПИ-М» присутствуют во всех типах
торговых точек по продаже прессы, кроме тех, которые расположены
в гипермаркетах. Распространение газет в гипермаркетах невыгодно,
а над возможностью продавать там журналы мы пока думаем.
По подписке распространяется около 15% всего тиража. Конечно,
хотелось бы, чтобы эта цифра была больше, но массовые издания
традиционно чаще приобретаются в розницу, да и подписные цены
не всегда доступны для наших читателей.
Если
говорить о различиях, то в Беларуси основным распространителем
изданий на рынке являются государственные предприятия «Белсоюзпечати»
(розница) и «Белпочта» (подписка). На долю частных распространителей
приходится не более 10% продаж.
Еще одно отличие состоит в том, что в России гораздо
сложнее запускать новое издание, поскольку затраты на сопровождающие
появление новинки маркетинговые и рекламные акции постоянно растут,
а в Беларуси пока нет необходимости в таких денежных
вливаниях.
— Какие меры
вы предпринимаете для продвижения своих изданий?
— Разумеется, здесь привлекается реклама,
но обычно мы прибегаем к ней только при запуске новых проектов.
Проводятся различные акции среди распространителей наших изданий, по итогам
которых победители получают солидные призы. Таким образом мы стараемся
заинтересовать дистрибьюторов в продвижении нового издания. Раньше
мы проводили рекламные акции на радио и телевидении, но,
по-моему, такая реклама либо должна быть тотальной, либо она вообще
не имеет смысла. Если информация об издании прозвучит лишь несколько
раз, то мало шансов, что ее кто-то запомнит.
«НАПИ-М» регулярно
участвует в профессиональных выставках, например, во Всероссийской
выставке «ПРЕССА». Для издательства это и имиджевое мероприятие,
и возможность приобрести новых клиентов и партнеров
по бизнесу.
— Присутствует ли
реклама в ваших изданиях?
—
Практически нет. Мы стараемся не злоупотреблять рекламой, чтобы
не ущемлять интересы наших читателей, которые покупают любимые издания для
получения информации, а не для изучения рекламных модулей.
— Проводятся ли
компанией какие-либо исследования медиарынка? Как вы решаете, что нужно
изменить в издании, каким быть новому проекту?
— Как правило, мы не проводим никаких
исследований, а все необходимые решения принимаем благодаря собственному
чутью и мозговым штурмам в редакции. Конечно, существуют общие правила
вывода новинок на рынок, и их необходимо знать,
но в целом надо просто чувствовать, какое содержание и какая
форма изданий будут наиболее востребованы читателями.
— Нужны ли
отечественному медиарынку вообще и вашему издательству в частности
зарубежные инвестиции?
— Наше
издательство не испытывает потребности в зарубежных инвестициях,
поскольку для запуска новых проектов нам хватаем и собственных средств.
Если же издатель планирует выходить на рынок с серьезным брендом,
дорогим изданием, то здесь уже без инвестиций не обойтись, потому что
это требует колоссальных затрат. Но с другой стороны, обилие
инвестиций провоцирует некоторую монополизацию рынка, так что скоро нам
потребуются законодательные акты, поддерживающие отечественные издательские
дома.
— Каковы перспективы
«НАПИ-М»?
— Я считаю, что «звездный
час» издательского дома еще не настал, и останавливаться
на достигнутом мы не собираемся.
Компания развивается быстрыми
темпами: мы начинали с выпуска шести изданий, а сейчас
их уже 16. Главное — не стоять на месте, «схватывать
на лету» все новое и интересное и преподносить это читателю
в виде новых изданий. Журналы «Сан Саныч» и «Катюшины истории» —
самая «свеженькая» наша продукция. В дальнейшем же планируем
продолжать освоение журнального пространства, а также выпускать издания
в новых для «НАПИ-М» тематических направлениях.
Елена
БАЛАШОВА