— А в чем состоят основные противоречия
международным нормам?
— Прежде всего по спонсорству, по статусу спонсоров. В законе
появилась некая «спонсорская реклама» (т.е. реклама, распространяемая на условии
обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре). В любой
стране спонсор ограничен в правах привлекать внимание читателей, зрителей к
товарам спонсора, поощрять в спонсируемых программах продажу, покупку или аренду
товаров или услуг спонсора, а у нас наоборот — получает привилегированное право.
Кроме того, на такую рекламу не действуют ограничения, действующие для рекламы
вообще. Это неизбежно приведет к «переквалификации» рекламодателей в спонсоров в
тех случаях, когда рекламу необходимо разместить, например, в религиозных
передачах и передачах продолжительностью менее 15 минут.
Второе — объемы
времени для рекламы. Закон сокращает общий объем рекламного времени на ТВ с 20
до 15% в сутки (на радио сохраняется прежняя квота в 20%), а с 1 января 2008
года — до 15% в час. Значит, с 2008 года максимальный объем телерекламы снизится
и не будет превышать 9 минут в час. У нас почему-то решили, что ограничения на
рекламу должны быть строже, чем в европейской конвенции (там существует квота в
20%). Почему? Не очень понятно.
Ограничения на рекламу алкогольных
напитков по ТВ тоже более строгие, чем в конвенции. Но чем-то это нужно
мотивировать?! Или реклама в печатных СМИ. Есть требование, чтобы печатные СМИ,
в которых объем рекламы превышает 40% одного номера, писали на обложке
«рекламное издание». Я не очень представляю, как журнал Elle согласится на своей
обложке это указывать. Это явный удар по репутации журнала. Где такое видано?
Почему?
— А мотивация у депутатов какая,
как вам кажется? Что ими двигало?
— Я не думаю, что есть тайные
силы, желавшие принятия закона. Здесь все очевидно. В большей степени этот закон
— пиар-акция под видом заботы о потребителях, то есть это политический пиар. А
кто-то, какое-то сильное лобби заинтересовано либо в продвижении своих товаров,
либо в ограничении товаров конкурентов. Например, пивное лобби, естественно,
было против алкогольной рекламы, думаю, оно сильнее всего и сработало. В большой
степени сильное лобби у фармацевтической промышленности. Можно долго гадать, но
скорее это дело не юристов, а журналистов. В законе появилась норма, которой
нигде никогда не было, — о том, что ограничения телерекламы не распространяются
на платное ТВ с использованием декодеров. Получается, что и алкоголь, и табак, и
пиво будут на кабельном, спутниковом ТВ рекламироваться, когда хочешь и сколько
хочешь. Какая это забота о потребителях? Люди покупают платное телевидение как
раз для того, чтобы не смотреть рекламу, а теперь у нас будут платить, чтобы ее
смотреть?
— Но, может быть, ограничения
по объемам рекламы идут на пользу зрителям? Ведь рекламные блоки просто
невозможно смотреть! И если каналы сами этого не понимают, то, может, их
законодательно ограничить?
— Наверное, да. Если действительно
будет соблюдаться норма закона о том, что бегущую строку нужно засчитывать как
рекламное время, то это правильно: в большинстве городов России реклама — это
прежде всего бегущая строка, в том числе и частные объявления. Для зрителей это
польза.
— В то же время сетевые каналы
бьют тревогу, что закон ударит прежде всего по ним, а не по госканалам, а в
результате — и по потребителям.
— Якобы потому, что они должны
делиться рекламой с местными региональными компаниями? Это фикция, на мой
взгляд. Да, они должны делиться рекламой, но делятся и программами. Смысл сети в
том, что местная компания производит свои программы и включает их в сетевой
канал. Мне кажется, все логично: если они экономят на программах, то меньше
получают и от рекламы.
— А вы не
считаете, что государственным каналам, которые получают дотации от государства
(в том числе и на распространение сигнала), нужно вообще запретить
рекламу?
— Конечно, нужно создавать общественное телевидение,
должны быть другие способы финансирования. Но это уже другой вопрос, это вопрос
не рекламы, а политического подхода к
ТВ.
Наталия
РОСТОВА
Дословно
Из комментария Института проблем информационного
права:
Закон распространяет требования, ограничения и запреты
рекламы товаров на так называемую зонтичную, или завуалированную, рекламу, т.е.
на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или
продавцов. Речь здесь идет, например, о рекламе спиртных напитков под видом
питьевой воды или рекламе табачных изделий под видом марки одежды.
Закон
подтвердил возможность рекламы алкогольной продукции на первой и последней
полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов. В
нем впервые указано, что реклама алкогольной продукции (наряду с рекламой
табачных изделий и пива) в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о
вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению теперь должно
быть отведено не менее чем 10% рекламной площади. При этом требования,
предъявляемые к рекламе табака и табачных изделий, распространяются и на рекламу
разнообразных курительных принадлежностей, в том числе зажигалок. Как и ранее, в
теле- и радиопрограммах запрещена реклама алкогольных напитков. Реклама пива и
напитков, изготавливаемых на его основе, разрешена только с 22 до 7 часов по ТВ
и с 24 до 9 часов местного времени по радио.
В новом законе изъят запрет
«заведомо ложной» рекламы, что представляется логичным, так как такой запрет
после отмены соответствующей ему статьи Уголовного кодекса РФ (ст. 182) был
«мертвой» нормой прежнего закона о рекламе.
Изъято требование указывать
номер лицензии, а также наименование органа, выдавшего эту лицензию, если
деятельность рекламодателя подлежит лицензированию. Реклама товаров, подлежащих
обязательной сертификации, также более не должна сопровождаться пометкой
«подлежит обязательной сертификации».
Отсутствует запрет и на рекламу,
которая может побуждать граждан к агрессии, возбуждать панику, а также побуждать
к опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц или
угрожающим их безопасности.
В законе снят эффективно действовавший ранее
запрет на использование образов несовершеннолетних в рекламе, не относящейся к
товарам для детей (кроме рекламы алкоголя, табака и оружия). Существовавший
запрет позволял не злоупотреблять отсутствием у детей критического восприятия
сообщений СМИ, отсутствием у подростков жизненного опыта. Теперь столь
привлекательные для каждого рекламопроизводителя образы можно использовать и в
рекламе потенциально опасных для детей товаров.
В отличие от прежнего
закона о рекламе снято ограничение прерывать рекламой радиопостановки и
художественные фильмы чаще, чем через каждые 15 минут (в Европе существует общий
запрет прерывать художественные фильмы чаще, чем раз в 45 минут). Впервые также
разрешено прерывать рекламой детские и образовательные программы
продолжительностью свыше 15 минут. Предполагается, что это нововведение будет
стимулировать производство и закупку таких программ для телепоказа и
радиоэфира.
В новом законе содержится отказ от запрета на распространение
одной и той же по содержанию рекламы одного и того же товара более чем два раза
в течение часа эфирного времени радио- и телепрограммы на одной частоте вещания
— этот вопрос, очевидно, должен относиться к сфере саморегулирования.
Из
закона также изъято положение, требующее специально получать согласие
правообладателей на прерывание принадлежащих им радиопостановок и художественных
фильмов.