11 сентября умер Семен Левин, знаменитый теледизайнер.
13 сентября скончался Юрий Заполь,
руководитель группы компаний «Видео Интернешнл».
18
сентября ушел из жизни Егор Яковлев, более всего известный как главный редактор
перестроечных «Московских новостей».
21 сентября не
стало продюсера шоу-бизнеса Юрия Айзеншписа.
В
многочисленных некрологах каждого из них называли «основоположником», «отцом»,
«патриархом» целых направлений отечественных медиа. И это правда.
О Егоре Яковлеве и его «Московских новостях» эпохи перестройки
столько всего в эти дни было сказано, что и повторять, что он совершил прорыв к
свободе слова, лишний раз не нужно. Поразительно, что даже молодое поколение
журналистов, которое никогда ту газету не читало, считает его своим учителем в
профессии. Гораздо меньше известно, что в постсоветские времена Яковлев многое
критически переоценивал в своей перестроечной деятельности. «Мы боролись за
рыночную экономику, не представляя, что это такое», - сказал он мне как-то.
Согласитесь, что это горькое признание в устах властителя дум и лидера мнений
революционной эпохи. В новые времена Яковлев близко дружил с Горбачевым,
которого яростно критиковал в последние годы перестройки за нерешительность,
поддерживая радикального Ельцина; его «Общая газета» стала одним из немногих
демократических изданий, которые не радовались разгону Съезда народных депутатов
в 1993, и не поддерживали Ельцина в избирательной кампании 1996г.
Зато «Видео
Интернешнл» взошло как на дрожжах именно после 1996г. Борис Ельцин щедро
деньгами и натурой расплачивался с теми, кто помог ему переизбраться на пост
президента. Если собрать все, написанное о «Видюшнике» в последующий период, то
предстанет яркая картина использования государственных ресурсов во благо одной
частной кампании. Правда, в фокусе публичной критики оказывался в основном один
из основателей компании, после выборов ушедший на гос.службу Михаил Лесин.
Сегодня «ВИ» это от 60 до 70% продаж рекламы на телевидении. Даже те, кого
пугает его почти монопольное положение, признают, что это эффективная и
профессиональная компания, с которой удобно иметь дело. И даже те, кто не любил
«Видео Интернешнл», по-человечески любили Заполя. Никто не хочет быстрого
исправления былых грехов – для телевидения это могло бы обернуться
катастрофическими последствиями. «ВИ» – это своего рода конформистский ЮКОС.
В
советские годы Юрий Айзеншпис отсидел 17 лет в тюрьме за «экономические
преступления». Вернувшись в годы перестройки, стал заниматься музыкальным
продюсированием и даже сам этот термин впервые ввел в оборот. Его высшее
творческое достижение – рок-группа «Кино», чья песня «Мы ждем перемен» стала
своего рода молодежным гимном перестройки. В постсоветские времена стал одним из
корифеев поп-музыки, «попсы», ставшей культурным мейнстримом, большим стилем
новой России, уверенно осваивающим не только специализированные молодежные, но и
главные национальные каналы, государственные и частные.
Наконец, Семен Левин
– основатель дизайна не как прикладной, а как самоценной части телевизионного
дела, а теперь все больше – и дела печатного.
Фрустрированный идеализм;
сомнительно нажитые, но эффективно работающие деньги; «наступление гламура»;
высокая эстетика – вот что, т.е. почти все -- в современных СМИ
символизируют люди, покинувшие этот мир с разницей в 10 дней.
Мы ждем
перемен?
Алексей ПАНКИН, редактор раздела «Мнения и комментарии»
газеты «Известия»