Назад

А.Маленков, главный редактор журнала «MAXIM»: «Сочетание важности и глубины темы с легким отношением к ней - ключик к нашей аудитории»

– Как позиционируется журнал "MAXIM"? Менялось ли его позиционирование за те три года, что он выходит?

– Если в журнале меняется позиционирование и он громко заявляет о смене концепции, это значит только одно – дела у него идут неважно. У нас же дела идут прекрасно, изначальная концепция работает отлично. Так что "MAXIM" – мужской журнал life style, то есть журнал универсальный, покрывающий все интересы мужской жизни: машины, спорт, fashion, девушки, знаменитости, полезные советы и так далее.

– Нарисуйте портрет целевой аудитории журнала.

– Не будет сюрпризом, если я скажу, что все мужские журналы целят в конкретную и узкую прослойку – самостоятельных мужчин 25–35 лет, с высоким достатком, способных покупать товары и услуги, которые рекламируются в журнале. Это выгодно издателям, чьи журналы живут за счет рекламы, а не продажи тиражей, то есть издателям всех глянцевых журналов. Редакционная позиция имеет свои нюансы. Мы рассчитываем на парней, которые могут себе позволить легко и игриво относиться к жизни. Мы, на первый взгляд, не очень серьезный журнал, у нас много юмора, но это всего лишь форма, содержание "MAXIM"а достаточно серьезное. И вот такое сочетание – важности и глубины темы и при этом легкого отношения к ней – является ключиком к нашей аудитории. Наши читатели в основном – зрелые, состоявшиеся люди. Они уже могут, к примеру, себе позволить играть в компьютерные игры, ворочая своими миллионами на бирже, уже могут позволить себе масштабно разыгрывать друзей на первое апреля, уже могут позволить себе экстравагантные автомобили. Они уже прошли все стадии пафоса и достаточно уверены в себе, чтобы не воспринимать жизнь слишком всерьез. То есть читатели "MAXIM"а уже расслабились. Некоторые счастливцы, впрочем, рождаются с таким отношением к жизни. Этим мы отличаемся от ряда других мужских журналов, которые пишут для тех, кто только вступает во взрослую жизнь, кому нужны разные полезные сведения о ней, например, как завязывать галстук. Но все равно, в какую аудиторию не целься, журнал будут покупать очень много людей за пределами этой аудитории. Все прекрасно знают, что у основных мужских журналов – "MAXIM", "Playboy", "Men`s Health", "FHM", "GQ" – процент женской аудитории колеблется от 30 до 40%, а иногда и больше. Это уже значит, что всерьез рассуждать о тонкости настройки на аудиторию особого смысла нет. В целом мы все-таки проект массовый, довольно демократичный, не только рассчитываем на богатых читателей, но и желаем привлечь широкие массы, при этом оставаясь дорогим журналом.

– Кого вы считаете прямыми конкурентами "MAXIM"а?

– Формально наш самый прямой конкурент – "FHM". Дело в том, что оригинальные издания "FHM" и "MAXIM" появились друг за другом в начале 90-х в Англии на волне отрицания политкорректности, как альтернатива пафосному глянцу, который тогда уже всех достал. Эти журналы сразу завоевали бешеную популярность у мужчин. Во всем мире они очень сильно конкурируют и везде идут ноздря в ноздрю, поочередно опережая друг друга в той или иной стране. В Англии побеждает "FHM", в Америке "MAXIM"… В России идеологически эти проекты тоже родственны. Но здесь сравнивать нас с "FHM" смысла нет – тираж у нас втрое больше. Поэтому реальные наши конкуренты – это "Men`s Health" и "Playboy". Все время существования "MAXIM"а мы успешно конкурировали с ними, пока не победили. Правда, они ненамного от нас отстали.

– Победили по каким показателям?

– По тиражу.

– Вы измеряете успех тиражами?

– Я – тиражами, топ-менеджмент издательства – деньгами. И я, и они довольны.

– А по объему аудитории "MAXIM" тоже на вершине рейтинга?

– Согласно последним данным TNS Gallup Media, по этому показателю мы занимаем второе место, отставая от "Men`s Health" в Москве всего лишь на 2 тыс. читателей. У них аудитория номера – 301 тыс., у нас – 299. Есть еще замеры «КОМКОНА», которые похожи на данные TNS, хотя иногда выдают необъяснимые взлеты и падения. В общем, все мы пребываем в некотором тумане по поводу своего места на рынке. Я, например, всегда спрашиваю у бабушек-киоскерш, какой журнал лучше берут. Это самый объективный показатель.

– Вы отслеживаете изменения творческих моделей ваших конкурентов? Как на них реагируете? Как вообще складывается конкурентная борьба в сегменте мужских журналов?

– В плане креатива – в подаче материалов, по уровню текстов – я считаю, у нас нет конкурентов. Большинство журналов действует по накатанной схеме. Есть у каждого свой рецепт, стандартный набор рубрик, которого неукоснительно придерживаются. Интервью, съемка, рассказ, travel, fashion… Десять кубиков – собрали, номер сдали. Мы же все время пытаемся придумать что-то новое, отчего и тиражи растут от месяца к месяцу до сих пор (если отбросить сезонные колебания). У нас каждый год по сравнению с предыдущим – 30-40% прироста тиража. Стабилизация еще не наступила. Остальные мужские журналы или удерживают свои позиции, или постепенно теряют их. Мне даже немного скучно, хотелось бы с кем-то всерьез посоревноваться.

– И все же расскажите о тех творческих решениях, которые отличают "MAXIM" от других мужских изданий.

– Наш рубрикатор все время находится в процессе обновления, а в подаче информации, в том числе и рекламной, мы все время ищем какие-то оригинальные ходы, осваиваем новые жанры. Принцип редакции – не успокаиваться. При этом мы не превращаем свои находки, удачные проекты в фетиш. Например, мы ввели как-то кулинарную рубрику, подержали ее полгода, а потом прикрыли.

– Почему? 

– Она выходила в фотокомиксах, то есть в такой сюжетно-повествовательной форме. В какой-то момент мы почувствовали, что прием себя исчерпал, становится уже не так смешно. А есть такие рубрики, которые вроде бы имеют заведомо ограниченный ресурс, а им конца и края не видно. Так, мы запустили раздел «Алкогении», где начали рассказывать о мировых гениях, страдавших алкогольной зависимостью, и оказалось, что таких людей в мировой истории великое множество. Есть дико трудоемкие рубрики, которые я бы давно закрыл, если бы они не пользовались такой популярностью у читателей и, между прочим, рекламодателей. Например, «Тариф настырный» – мы звоним в разные организации и их разыгрываем. Соседняя рекламная полоса является т.н. спецпозицией и продается с наценкой. Закрытия ее не предвидится.

– Сколько человек работает в журнале – редакторов, журналистов, дизайнеров?

– Около двадцати человек. Могу отметить, что мы вынуждены держать больше дизайнеров, чем обычно бывает в журналах, – из-за сложно структурированного макета, требующего дополнительных усилий, и творческих, и технических.

– Как скоординированы действия творческой редакции и коммерческого отдела?

– Коммерческий отдел обращается к нам с предложениями по изменению содержания номера, а мы говорим «нет, ни за что!». Мы норовим выкинуть всю рекламу из журнала, а они норовят превратить весь журнал в рекламный каталог. Так мы и взаимодействуем. Кто-то из великих режиссеров сказал: покажите мне сплоченную съемочную команду, и я вам скажу, что они снимут плохой фильм. Если нет здоровых конфликтов внутри журнала, то ничего хорошего не будет. Каждый должен на себя тянуть одеяло и все окончательные решения должны быть достигнуты путем борьбы. Как только одна из сторон делает ошибку, тут же соперник этим пользуется, за счет этого достигается некий баланс.

– Кто ваши основные рекламодатели?

– Больше всех в "MAXIM"е размещают рекламу представители таких сегментов рынка, как парфюмерия, автомобили, часы, одежда, бытовая техника, сигареты, алкоголь.

– Сколько страниц в каждом номере занимает реклама? Какой процент от объема?

– Это сильно зависит от сезона. Но в любом случае – не больше 35%, даже в самые урожайные месяцы. Я, как главный редактор, защищающий интересы читателей, стараюсь удержать долю рекламы в этих пределах и вообще стараюсь, чтобы рекламы в номере было меньше, а текстов больше. Но все журналы балансируют на уровне 35%, и здесь надо смотреть на объем номера. У "MAXIM"а он достаточно большой – от 180 до 260 полос.

– Какие рекламные кампании и PR-акции "MAXIM"а вы проводите?

– Мы устраиваем их меньше, чем наши конкуренты, в основном из-за того, что меньше наши бюджеты на промоушн. Но результат, как видите, особо не страдает. Расходов меньше, прибыль больше – такова политика издательского дома. Некоторые, не будем показывать пальцем, устраивают такие акции, как вкладывание в журнал материальных ценностей, например, спрея для тела. Тираж от этого, естественно, растет. Я против таких уловок. Посмотрите, в той же Англии в каждом журнале лежит целый джентльменский набор – диск, темные очки, шампунь, презерватив. Просто так там журнал уже не продашь. Зачем эта гонка вооружений? Возвращаясь к нашим промо-усилиям – мы ограничиваемся наружной рекламой, причем не привлекаем для этого сторонних креативщиков, всю творческую часть берем на себя, сами придумываем визуальное решение плаката.

– Можете привести пример?

– Осенью 2002 года (через полгода после запуска) "MAXIM" размещал рекламу в уличных лайт-боксах. Мы придумали включить в изображение обложки свежего номера имитацию разбитого стекла, будто кирпичом кто-то запустил, и якобы написанные сверху баллончиком краски слова «Позор!» и «Долой разврат». Идея возникла как ответ на проводимую тогда властями пуританскую кампанию по изгнанию обнаженной натуры из наружной рекламы. Наш тогдашний арт-директор Алексей Соловьев настолько достоверно исполнил эти мнимые трещины, что даже с полуметра было полное впечатление, что стекло расколото. И люди нам звонили и сообщали, что у нас все лайт-боксы в городе перебиты какими-то злодеями. Резонанс был очень большой, об этом написал даже американский журнал "Advertising Age".

– Какое значение имеет для вас признание экспертами АРПП журнала MAXIM лидером продаж 2004 года?

– Для меня – очень большое значение, поскольку это был вопрос личных амбиций. Когда мы – костяк нашей нынешней команды – уходили из "Men`s Health", перед нами стояла такая задача – доказать, что успех "Men`s Health" не случаен, что мы можем вывести любой журнал на первое место. Что это дело не издательского дома, не бюджета, не бренда, а творческих усилий. Звание «Лидер продаж» я воспринимаю как большое достижение каждого члена команды.

Данила ГАЕВ

Читайте также

все новости