По данным аналитического центра «Видео Интернешнл» и TNS Gallup AdFact, в первом полугодии 2007 года объем авторекламы в прессе увеличился на 41% по сравнению с аналогичным периодом 2006 года (см. таблицу). Хотя основную часть рекламных бюджетов автомобильные компании по-прежнему передают в специализированные издания, рекордные приросты в первом полугодии показали еженедельные массовые газеты, путеводители по развлечениям (например «Афиша» и «TimeOut») и региональные издания — 137, 128 и 124% соответственно.
«Прирост в категории еженедельных изданий связан с ростом производства массовых моделей машин. Так, в «АиФ» и «АиФ Москва» прирост автомобильной рекламы составил 150%, в спортивных изданиях — 116%. А прирост в сегменте путеводителей по развлечениям произошел за счет цен на рекламу в издании «Афиша. Все развлечения вселенной»: у журнала увеличился охват, соответственно и стоимость рекламы повысилась», — говорит специалист отдела исследования прессы аналитического центра «Видео Интернешнл» Александр Ефремов.
С ним соглашается директор по рекламе ИД «АиФ» Алексей Кузнецов: «На рынке появились массовые марки — «УАЗ Патриот», Fiat Albea, Hyundai, которые заинтересованы в аудитории, читающей наши издания».
А руководитель отдела маркетинга ИД «Московский комсомолец» Маргарита Дунаева отмечает, что в МК прирост авторекламы составил всего 10%. «В прошлом году у нас был большой скачок за счет контракта с Renault», — поясняет она.
Но, по словам г-на Ефремова, увеличение объемов авторекламы в этих изданиях не означает снижения в специализированных журналах. «В автожурналах общий объем изначально очень высок. Поэтому там прирост составил всего 34%», — говорит он.
По оценке агентства Vizeum, в 2007 году объем авторекламы достигнет 410 млн долл., из которых на прессу будет потрачено 37—45%. «Рост рекламных затрат в автокатегории происходит главным образом за счет высокой медиаинфляции и увеличения бюджетов рекламодателей на запуск новых марок», — объясняет директор по группе клиентов агентства Vizeum (работает с General Motors) Андрей Багдасаров. По его словам, другим популярным носителем у этой категории является Интернет: «В этом году расходы на интернет-рекламу достигнут 6—8%. Пресса останется вторым медиа после ТВ».
Интерес к Интернету подтверждает медиаменеджер Mazda (бюджет около 4 млн долл.) Мария Магуайер: «Для нас Интернет — приоритетный носитель. В отличие от прессы мы увеличиваем расходы на него».
Большинство же участников автомобильного рынка отмечают, что приоритетным носителем для них является пресса.
Однако представитель компании BMW Group Russia (бюджет около 6 млн долл.) говорит, что для компании традиционно актуальна бизнес-пресса: «Мы — премиальный бренд, поэтому еженедельные массовые газеты — это не наш сегмент. У нас растет объем рекламы, которую мы даем, например, в издания ИД «Коммерсантъ».
С ним соглашается PR-менеджер Audi of Russia (около 5,5 млн долл.) Мария Лямшева: «Мы заинтересованы в изданиях, которые читает премиальная аудитория, — ведущих деловых и глянцевых изданиях: «Коммерсантъ» и «Ведомости», «Top Gear», «Автопилот» и т.д.».
Расходы автомобильных автопроизводителей и дилеров на рекламу в прессе в первом полугодии 2006 и 2007 годов (с учетом скидок и НДС), тыс. долл.
Издательская ниша |
2006 (1) |
2007 (1) |
Прирост, % |
Еженедельные массовые газеты |
472 |
1121 |
138 |
Путеводители по развлечениям |
963 |
2182 |
127 |
Региональная пресса |
1541 |
3456 |
124 |
Мужские журналы |
2806 |
5013 |
79 |
ТВ-гиды |
1860 |
3138 |
69 |
Кино и знаменитости |
635 |
1022 |
61 |
Туризм и путешествия |
633 |
959 |
52 |
Автомобильные рекламные издания |
19 399 |
29 275 |
51 |
Деловые и общеполит. журналы |
8034 |
11 292 |
41 |
Автомобильные издания |
15 617 |
21 003 |
34 |
Ежедневные деловые газеты |
5402 |
7100 |
31 |
Познавательные |
1376 |
1733 |
26 |
Женские журналы |
1766 |
2167 |
23 |
Другие издания |
3296 |
3722 |
13 |
ВСЕГО |
63 800 |
93 183 |
46 |
Источник: аналитический центр «Видео Интернешнл» и TNS Gallup Adfact |
Ольга Трушкова