Седьмой год подряд международная аудиторская и консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers делает прогноз развития медиа-рынка и индустрии развлечений на ближайшие пять лет. В этом году PwC подготовила прогноз по развитию 14 сегментов рынка (киноиндустрия, звукозапись, радио и наружная реклама, Интернет, бизнес-информация, издательство журналов, издательство газет и книгоиздательство, тематические парки и парки развлечений, видеоигры, казино, спорт, телевидение (платное и кабельное) и телереклама) на 2006–2010 гг. В своих расчетах PwC учитывает данные правительственных агентств, отраслевых ассоциаций, данные аналитиков и другие отраслевые источники. Затем строится модель, учитывающая различные макроэкономические факторы, тенденции рынка с точки зрения их влияния на медиарынок и индустрию развлечений.
По оценке PwC, в 2005 г. на медиапродукцию и развлечения во всем мире было потрачено $1, 329 трлн. К 2010 г. эта цифра увеличится на 26, 4 % до 1, 832 трлн (среднегодовой прирост 6, 6 %), прогнозируют эксперты PwC. Российская индустрия развлечений и СМИ в 2005 г. продемонстрировала самые высокие темпы роста в Европе, а в мировом масштабе уступила только Китаю. В 2005 г. , по оценкам PwC, объем отечественного рынка развлечений и СМИ составил $16, 6 млрд, что на 23, 5 % больше, чем в прошлом году. А к 2010 г. затраты потребителей на СМИ и развлечения составят $34, 5 млрд, обещают аналитики PwC. Вместе с тем эксперты PwC наблюдают стагнацию медиарынка и индустрии развлечений: во всех его сегментах темпы роста заметно снижаются.
По основным сегментам рынка картина выглядит следующим образом. На покупку газет в прошлом году наши соотечественники потратили $1, 068 млрд; при этом через пять лет эти затраты вырастут на 64, 1 % до $1, 753 млрд. Однако темпы роста этого сегмента будут сокращаться — с 15, 7 % в 2005 г. до 8, 3 % в 2010 г. , обещают эксперты PwC. На журналы в 2005 г. потребители потратили $863 млн; к 2010 г. подобные затраты вырастут на 89, 4 % до $1, 635 млрд (темпы роста сократятся с 18, 5 % в 2005 г. до 10, 5 % в 2010 г. ). На просмотр фильмов в кинотеатрах и домашнее видео россияне потратили $667 млн в 2005 г. К 2010 г. эти затраты возрастут на 69 % до $1, 131 млрд. Но и в этом сегменте темпы роста сократятся с 16 % в 2005 г. до 9, 7 % в 2010 г. Судя по оценке PwC, Россия остается самой читающей страной в Европе. На книги в 2005 г. наши соотечественники потратили $1, 749 млрд, а в 2010 г. потратят $2, 057 млрд (темпы роста сократятся с 5 % до 2, 9 %). Доходы телевидения в 2005–2010 гг. вырастут на 19, 9 % — с $1, 924 млрд до $4, 771 млрд. В этом сегменте эксперты также видят замедление темпов роста: если в 2005 г. по сравнению с 2004 г. доходы телевизионщиков увеличились на 33 %, то в 2010 гг. (по отношению к 2009 г. ) рост составит всего 12, 5 %.
Наиболее динамичным сегментом российского рынка традиционно считается
Интернет. В 2005 г. по отношению к
2004 г. эксперты PwC зафиксировали 64, 5
%-ный рост объемов интернет-рекламы (в натуральных цифрах затраты на
интернет-рекламу составили $51 млн). Впрочем, к 2010 г. эта цифра утроится — до
$156 млн.
Вице-президент АКАР Владимир Евстафьев также считает, что прогнозы PwC
относительно телевидения несколько занижены. «Стоимость контакта на телевидении
до сих пор гораздо ниже, чем в Европе, и несмотря на то, что рекламное время на
телеканалах сейчас сокращено, цены на рекламу продолжат расти» , — говорит он.
По оценке Евстафьева, до 2010 г. ежегодный рост рынка телерекламы составит 20–30
%. «Прогнозы по России представляются в целом вполне реалистичными и сопоставимы
с данными отечественных экспертов» , — находит директор по инвестициям холдинга
«Проф-Медиа» Сергей Тихонов. Но кроме телевидения исключением он считает
Интернет. «По телевидению АКАР дает более высокие оценки по объемам рынка, и мы
склонны считать их прогнозы более правильными. В том, что касается Интернета,
есть вопросы и к оценке 2005 г. , и к прогнозам на 2010 г. , -отмечает он. —
Цифра по рекламе в Интернете в 2005 г. представляется заниженной, если, конечно,
PwC просто не упустила из виду контекстную рекламу». Согласно официальным
отчетам двух публичных компаний — РБК и «Рамблер» — они собрали на двоих в 2005
г. порядка $45 млн; соответственно, на всех остальных игроков Рунета приходится
лишь $6 млн, или около 12 % рынка, а это вряд ли возможно: в этих 12 % «сидят»
такие игроки как, например, «Яндекс» и Mail. ru, отмечает эксперт. По оценке
Тихонова, объем рекламы в Интернете в 2005 г. составил $80–100 млн. , а к 2010
г. вырастет до $700 млн.
Екатерина Долгошеева, Татьяна
Романова