Назад

Дерк Сауэр: «Осталось только два незанятых рынка – Россия и Китай»

- Этой весной внимание издателей было приковано к сделке крупнейших издательских структур "Проф-медиа" и Independent Media. 35% акций IM, приобретенных "Проф-медиа", принадлежали голландской компании VNU, которая вышла из медиабизнеса в России. Почему голландцы решили уйти как раз в тот момент, когда другие иностранные компании, наоборот, приходят на наш рынок?

- Они отказались от издательского бизнеса не только в России. VNU был очень многообещающим издательским домом, но они продали свои издательские компании по всему миру. Такова была корпоративная политика компании, большую часть активов они продали финской компании Sanoma, а мы воспользовались правом преимущественной покупки, а затем перепродали эти 35%. Так что этот шаг не имеет отношения к России - это глобальная стратегия компании.

- При этом другие иностранные компании в последнее время очень активно запускают в России издательские проекты. Чем объяснить этот интерес кроме общего роста рынка?

- Прежде всего - западноевропейский рынок переполнен, В Европе очень тяжело не только развиваться, но и просто выживать. Там огромное количество журналов, а объем рынка в целом снижается. Рост издательского бизнеса в Западной Европе - дело практически невозможное. Восточная Европа принадлежит немцам. Основные игроки здесь - немецкие издательские холдинги, и местные рынки тоже достаточно плотно "упакованы". Логично, что следующий шаг - Россия. При этом в России сложилась интересная ситуация. Здесь уже давно присутствуют несколько крупных игроков - мы сами, например Burda, Achette. Они начали работать задолго до кризиса. Однако есть много иностранных компаний, которые до кризиса не успели прийти в Россию, а во время кризиса, по понятным причинам, сюда не торопились. Теперь же Россия снова в моде, поэтому иностранные компании сюда и двинулись. Да и вообще, на издательской карте мира осталось только два свободных для развития рынка: Россия и Китай. Остальное занято и поделено.

- Некоторые зарубежные издательские компании в России ищут местных партнеров, а некоторые учреждают собственные компании. В чем, с точки зрения бизнеса, разница между двумя подходами?

- Разницы, в общем, никакой. Все компании стремятся работать с российскими партнерами, но таковых очень непросто найти. У большинства крупных холдингов соглашения с российскими издателями уже есть, а больших издателей в России совсем немного. Тем, кто приходит позже, приходится работать или с небольшими компаниями, или в одиночку. Если бы у них был выбор, они бы, конечно, заключили какие-то договоры с российскими участниками, но выбор у них невелик.

- Почему западные инвестфонды не вкладывают деньги в российские издательства?

- Это сложный бизнес. Честно говоря, если бы я сам был инвестором, я бы как следует подумал, прежде чем инвестировать в издательский бизнес. Если выбирать, скажем, между нефтью, розничной торговлей и издательствами, издательства явно не стали бы для меня первыми в списке. Причем это справедливо не только для России, но и для мира в целом. Немногие компании добиваются успеха на рынке печатных СМИ. Кроме того, в издательском бизнесе есть много людей, которые занимаются этим не для того, чтобы зарабатывать деньги. Это тоже не добавляет нашей индустрии инвестиционной привлекательности.

- Иностранные издатели продолжат в следующие два-три года экспансию в Россию?

- Да, безусловно. Но мне кажется, что период самого активного роста как раз завершается. Осталось не так много брэндов, которые могли бы прийти в Россию. Все большие журналы -Vogue, Elle, Cosmopolitan - уже здесь. То, что нас ждет в ближайшее время, тот же журнал Fortune,- все это по объемам бизнеса гораздо меньше. Конечно, иностранные издатели будут приходить, конечно, те, кто уже работает здесь, останутся, но мне кажется, основной рост рынка в ближайшие годы будут обеспечивать местные брэнды. Бизнес так развивается всегда - сначала известные международные марки, потом локальные проекты.

- А свободное место для новых проектов на российском рынке еще осталось?

- Действительно, вывод на рынок нового издания обходится все дороже и становится все более трудоемким. Но место всегда есть. Даже в США, с их невероятно загруженным рынком, ежегодно появляются сотни новых изданий. Но, повторяю, запуск изданий из-за того, что рынок насыщается, становится все более дорогим удовольствием. При этом, несмотря на усилившиеся процессы консолидации бизнеса, российский рынок остается очень раздробленным, фрагментированным. Здесь множество мелких издателей, у которых в активе одно-два издания. Через пару лет должны оформиться действительно крупные издательские группы, которые поглотят значительную часть небольших компаний.

- Эта консолидация пройдет на основе российских или иностранных издателей?

- И тех, и других. Мне, кстати, вообще все эти дискуссии относительно российских и иностранных компаний кажутся несколько искусственными. Вот я иностранец, но живу в России 14 лет. Березовский - русский, но находится в Лондоне. Есть компании с иностранными акционерами, есть смешанные... Для рынка невелика разница.

Константин Воронцов

См. также:

Вадим Горяинов: «Крупные издательства станут медиахолдингами с теле-, радио- и киноструктурами»

Версия для печати: Крупные издательские дома делят рынок печатных СМИ

Читайте также

все новости