Впервые в истории рынка печатных СМИ распространители не приняли
предложенные издателем условия. Они уверяют, что их заставляют торговать газетой
себе в убыток.
В конце прошлого года ЗАО «Спорт-Экспресс» разослало московским
агентствам по розничному распространению периодики проекты договоров о
сотрудничестве на 2004 год. Отпускная цена в этих договорах была установлена в
размере 4,5 руб. за экземпляр, и при этом оговаривалось, что розничная цена не
должна превышать 7 руб. за восьмиполосный номер. В случае нарушения этого
условия издатель грозил привлечь распространителя к суду.
В конце января прошло заседание Ассоциации распространителей печатной
продукции (АРПП), на котором представители крупных московских сетей обсудили
предложение «Спорт-Экспресса». В результате компании «Наша пресса», «Моспечать»,
«Метрополитеновец», «Печать Замоскворечья», «Южное агентство печати»,
«Сегодня-Пресс», «Пресса для всех» отказались заключить договоры на условиях,
предложенных издателем. По данным Ъ, через несколько дней отказались заключить
договор со «Спорт-Экспрессом» и еще несколько крупнейших московских
распространителей.
«С продажи каждого экземпляра ежедневной газеты мы должны получать не
менее 4,4 руб., иначе мы просто не сможем окупить операционные расходы. В Москве
нет ни одной сети, для которой эта наценка составляла бы менее 3 руб.»,- говорит
гендиректор ЗАО «КММП «Метрополитеновец»« Михаил Литвинов. Впрочем, не все
распространители согласны с этой позицией. «В принципе мы бы приняли предложение
«Спорт-Экспресса» по рознице, но не подписали договор потому, что не готовы
гарантировать требуемую розничную цену у наших региональных клиентов»,- заявил Ъ
гендиректор ХК «Сегодня-Пресс» Александр Сидин. Как бы то ни было, на данный
момент, по оценке председателя правления АРПП Александра Оськина, газета
«Спорт-Экспресс» не распространяется в двух третях розничных торговых точек
Москвы - с начала февраля издатель перестал поставлять газету агентствам, не
подписавшим договор.
В самом «Спорт-Экспрессе» говорят, что предложили распространителям
вполне приемлемые условия. «Такая наценка позволяет агентствам продавать газету
с прибылью, и мы не видели никаких экономических обоснований, подтверждающих,
что это не так. Нужно помнить, что расходы издателя несопоставимы с расходами
распространителя. Именно этот факт должен быть главным критерием наших
взаимоотношений»,- уверена замгендиректора ЗАО «Спорт-Экспресс» Нина Ветлугина.
По ее словам, руководство ЗАО готово встречаться с распространителями и
обсуждать условия работы. Между тем за эти несколько дней тираж газеты упал на
13%, а продажи ее основного конкурента, газеты «Советский спорт», в сети
«Метрополитеновец» выросли на 60%.
Общий тираж газеты «Спорт-Экспресс» - около 600 тыс. экземпляров; газета
печатается более чем в 20 городах России, на Украине, в Белоруссии, Казахстане,
Латвии, Айзербайджане. В Москве и Санкт-Петербурге продавалось 168 тыс.
экземпляров издания.
Нужно сказать, что конфликт «Спорт-Экспресса» и распространителей -
первый случай, когда продавцы не приняли условий издателя. Тот же
«Спорт-Экспресс» ставил агентствам достаточно жесткие условия в 1999 году, и
тогда эти условия были приняты. Приняли распространители и не слишком выгодные
условия ИД «Бурда», обязывающие их осуществлять предоплату. В данном же случае
коллегиальное решение распространителей впервые в истории рынка позволило им
настоять на своем. По мнению экспертов, изменить структуру рынка, где правила
игры пока диктуют издатели, прецедент со «Спорт-Экспрессом» не позволит, но
очевидно, что распространители выиграли в этой войне важное сражение. Для самих
же издателей это сигнал к тому, чтобы сделать ответные шаги.
«Время пришло. Это первый решительный шаг со стороны распространителей,
следующий - за издателями. Уже в этом году мы выступим с собственными
инициативами по реформированию рынка распространения»,- обещает исполнительный
директор Гильдии издателей периодической печати Юлия Казакова.