Газетный конгресс стал традиционным съездом представителей различных печатных
и иных периодических изданий. 59-й Конгресс собрал рекордное количество
участников – свыше 1700 редакторов и издателей из 104 стран
мира.
Руководитель Федерального агентства по печати и массовым
коммуникациям Михаил Сеславинский сообщил, что данный Конгресс задумывался
российскими организаторами как мероприятие, направленное, в первую очередь, на
формирование позитивного имиджа страны, основанного на реальном положении дел и
отражающего наличие в стране реальной свободы слова и печати.
Глава
Роспечати сообщил, что инициатива проведения в Москве Всемирного газетного
конгресса принадлежит Российской Гильдии издателей периодической печати
(ГИПП).
По словам Сеславинского, перед Конгрессом стояла задача
«развенчать анекдотичные стереотипы о России как о дремучей стране с тотальной
цензурой, дикими нравами и бесконечными межнациональными и уголовными
конфликтами».
Вопреки ожиданиям, не стал сенсацией доклад
президента Всемирного газетного Конгресса Гевина О‘Рэйли, посвящённый
избыточному, по мнению докладчика, количеству цензуры в России.
О‘Рэйли в своём заявлении сделал акцент на то, что российские
газеты продолжают, по его мнению, продаваться «финансовым группам, лояльным
правительству», и от имени Конгресса выступил с осуждением этой
практики.
В ходе выступления Гевина О‘Рэйли произошёл инцидент,
определённо связанный с наличием в России свободы слова, никак не связанной с
лояльными правительству финансовыми группами. Трое нарушителей порядка,
проникших на мероприятие, развернули плакаты и начали распространять листовки,
призывавшие к свержению существующего строя. Нарушители, предположительно
относящие себя к радикальному движению НБП, были задержаны.
Президент РФ
Владимир Путин, комментируя эти события, с юмором отметил очередную неудачную
попытку большевиков попасть в Большой Кремлёвский дворец.
Выступая
перед делегатами Конгресса, Владимир Путин отметил положительную роль свободной
прессы, отметив, что без неё «масштабные преобразования девяностых были бы
невозможны, а сегодня свобода СМИ является важнейшим гарантом необратимости
демократического развития страны».
В своём выступлении глава
государства подчеркнул практическую невозможность осуществления тотального
цензурного контроля над российской прессой. По его словам, в стране
насчитывается 53 тысячи периодических изданий и свыше трёх тысяч
телерадиовещательных компаний, что исключает государственный контроль над всеми
ними.
Президент пояснил, что в России «как практически в любой
другой стране, постоянно существует борьба между государством и его интересами -
так, как их понимают чиновники, - и обществом и прессой. Это есть почти во всех
странах мира».
Владимир Путин отметил растущую организованность
сообщества российских журналистов, редакторов и издателей, указав на его ведущую
роль в создании социально ответственной и профессиональной
прессы.
Слово эксперту:
Алексей Блинов, главный аналитик
Аналитической дирекции НТК «Звезда», кандидат юридических наук
Кремлевский съезд четвертой власти
Встреча первых лиц мировой прессы в Кремлевском дворце съездов стала во всех
смыслах знаковым мероприятием. То, что СМИ являются реальной четвертой властью,
ощущали и московские хозяева, и зарубежные гости.
Не новость, что
влияние прессы во всем мире велико. Сила СМИ не только в таком феномене как
«право на вопрос» (ведь у другой стороны, по ту сторону экрана, соответственно
возникает обязанность отвечать), но и в воздействии на публичную сферу и
социальные настроения этого важного института гражданского
общества.
Что касается самого мероприятия (самого по себе значимого
события), оно претендует стать переломным моментом в восприятии нашей страны в
мире: ведь у тех, кто делают мнение, появилась возможность лично оценить
происходящее и посмотреть на реальность без посредников и «запотевших
очков».
Именно борьба с мифами, стереотипами и профессиональными
штампами зарубежных СМИ стала главным лейтмотивом мирового медиократического
саммита в преддверии встречи лидеров «Группы восьми» в Санкт-Петербурге. Даже
самый провокационный момент – акцию протеста НБП против Президента РФ в зале
заседаний может рассматриваться в качестве свидетельства уровня демократичности
и открытости общества. Куда ж демократичнее: в самом главном месте можно
высказать все, что думается в лицо самому главному человеку государства.
Россия стала другой. И не видеть этого - значит не замечать
реальность. Российским организаторам удалось донести до внимания гостей Форума
главное – символическое послание России о ее цивилизационной роли и о самых
серьезных намерениях позитивного участиях в преобразовании мира. Россия не
просто меняется, повинуясь чей-то прихоти или сиюминутной воле – это неумолимый
исторический процесс и объективная необходимость.
Не только
вопросы демократии и свободы слова в России приехали решать в Москву
руководители 1700 печатных изданий. На съезде обсуждались самые разнообразные
конкретные проблемы.
Современная индустрия печатных СМИ – одна из
самых динамичных сфер производства, которая зависит от очень многих факторов
общественной жизни: от роста конкурентной роли электронных СМИ и значения
Интернета до снижения читательской активности, от изменения роли печатного слова
до взаимоотношения между странами и религиями. Например, последнему вопросу была
посвящена отдельная дискуссия вокруг потрясшего весь мира полгода назад
«карикатурного скандала», о грани допустимой свободы в таких тонких сферах как
духовные и религиозные символы.
К сожалению, не все
участники конгресса были настроены объективно по отношению к России. Но сделан
важный шаг к тому, чтобы быть услышанными, чтобы донести и объяснить свою
позицию. Нужно бороться за свое понимание мира и отстаивать свои ценности. В
этой ситуации главное - не молчать.
В тоже время нельзя и не
замечать справедливую критику со стороны зарубежных коллег. Ведь именно
последнее обстоятельство позволит российским СМИ завоевывать позиции в мире,
вести непростую конкуренцию. Для этого нужно ответственно, но без иллюзий
понимать саму сущность современных масс-медиа, являющихся одновременно и
средствами массовой информации, и политическими субъектами, и бизнес-игроками.