Заместителю начальника Управления
периодической печати, книгоиздания и полиграфии
Кудию Г.Н.
Уважаемый Геннадий Николаевич !
Направляю сводные комментарии Национального координационного совета прессы к проекту Федерального закона «Об ограничении оборота продукции эротического и порнографического характера и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
В целом ограничение регулирования продукции эротического и порнографического характера со стороны государственной власти вполне оправданы. Тем не менее, у специалистов индустрии печатных СМИ (издателей, полиграфистов, распространителей) законопроект вызвал ряд серьезных замечаний.
1- критерии оценки принадлежности продукции к эротической порнографической
Согласны с Вашими комментариями.
Следует дать исчерпывающие определения эротической и порнографической продукции и четко прописать в законопроекте критерии отнесения к тому или иному классу продукции. Эти моменты должны быть прописаны в этом законе, а не относиться на рассмотрение Правительства РФ или других структур (ст.5).
На практике решение принимается в соответствии с законом структурой, выдающей лицензии – в нашем случае – свидетельства о регистрации изданий (Росохранкультура).
-2- производство
Деятельность по изданию печатной продукции регулируется з-ном о СМИ, соответственно, издатель получает свидетельство о регистрации в Росохранкультуре с отнесением издания к категории эротических изданий.
Таким образом, никаких дополнительных лицензий издатель получать не должен, и это следует отметить в законопроекте из-за специфики нашей деятельности (ст.3-4).
Деятельность по полиграфическому исполнению
В сферу действия законопроекта попадают процессы по изготовлению (печати) продукции эротического и порнографического характера. Так, в ст.6 законопроекта вводится ограничения на осуществление деятельности по изготовлению продукции эротического и порнографического характера. Следуя логике данной статьи, печать эротических и порнографических изданий вообще не может быть произведена в действующих типографиях, т.к. это противоречит требованиям п. 6 ст. 6 законопроекта.
Фактически здесь вводится запрет на все существующие помещения, что фактически сводит на нет производство такого рода печатной продукции вообще. Данной нормой завуалировано вводится запрет на издание и тиражирование эротической и порнографической продукции.
В противном случае, для выполнения этих заказов типографии будут вынуждены выделить часть оборудования, на котором будут печататься исключительно эротические о порнографические издания, в особые резервации, что поставит под сомнение экономическую целесообразность инвестирования в такие производства. Как следствие, усилится дисбаланс российской и зарубежной полиграфической базы, что вынудит издателей размещать свои заказы на полиграфической базе сопредельных стран (Украина, Польша, Финляндия, Прибалтийские страны и Китай). И это усугубит существующие условия, когда тарифная политика России выталкивает российские полиграфические заказы из страны вместе с инвестициями в типографии.
Необходимо отметить ряд противоречий в пп. 1-5 ст. 6, где дан закрытый перечень объектов, в которых запрещено осуществлять деятельность по изготовлению продукции эротического и порнографического характера. При этом исчерпывающий список вышеуказанных пунктов расширительно толкуется пунктом 6 ст. 6. Что сводит на нет содержание закрытого списка ограничений в пп.1-5.
Считаем необходимым обратить внимание авторов законопроекта на то, что большинство типографий (преимущественно малый и средний бизнес) арендуют помещения. Таким образом, в одном объекте капитального строительства арендаторами могут различные субъекты предпринимательства, в т.ч. изготовители продукции эротического и порнографического характера, образовательные учреждения, культовые и религиозные организации и пр. При этом в законопроекте ответственность за возможное «соседство» налагается именно на полиграфическое предприятие, а не на арендодателя. Арендаторы-полиграфисты не имеют законных механизмов не только повлиять на решение собственника помещения, но даже проверить возможность соседства с одном помещении с учреждениями, указанными в п.1,2,5 ст. 6 законопроекта.
Исходя из вышеперечисленного считаем целесообразным внести следующие изменения в законопроект:
-3- прохождение таможни, экспедирование, распространение (см. п.7)
В законопроекте предлагается введение лицензирование на оборот эротической и/или порнографической продукции, а также специальное разрешение на розничную торговлю такой продукции. Фактически устанавливаются два одновременно существующих документа – лицензия и разрешение.
Лицензия выдается на осуществления деятельности, связанной с оборотом продукции эротического и порнографического характера. Под оборотом понимается изготовление, распространение ввоз и вывоз такой продукции. Фактически, обладая лицензией на оборот такой продукции, субъект уже обладает правом на распространение такой продукции. Распространение включает в себя, в том числе и розничную торговлю.
В связи с вышеизложенным, представляется нецелесообразным устанавливать два вида ограничений для осуществления деятельности по обороту эротической и порнографической продукции – лицензия и разрешение.
Установление двух ограничений приведет к противоречиям, а именно: субъект, обладающий лицензий, может не получить разрешения на розничную торговлю и фактически лицензия будет бесполезна. Кроме того, данное положение закона противоречит гражданскому кодексу РФ, который устанавливает, что субъект может заниматься деятельностью, которая подлежит лицензированию на основании выданной лицензии. Никаких дополнительных ограничений гражданское законодательство не устанавливает.
Введение положения о лицензировании весьма проблематично еще и потому, что распространителю до проведения издателем экспертизы на предмет установления характера продукции невозможно определить необходимость получения лицензии на осуществление деятельности по обороту той или иной продукции, которая впоследствии может не быть признана эротической или порнографической.
Таким образом, для печатных СМИ и книг прохождение таможни, экспедирование, распространение должно проходить в соответствии с действующим законодательством и без получения дополнительных лицензий (разрешений) на эти виды работ для эротических изданий, а их распространение не должно ограничиваться специализированными магазинами по распространению эротической и порнографической продукции.
-4- экспертиза
В законопроекте вводится понятие государственной экспертизы продукции эротического и порнографического характера. При этом устанавливается, что такая экспертиза может проводиться по инициативе физических и юридических лиц.
В случае печатных СМИ первичная экспертиза проводится на уровне регистрации (отнесение издания к той или иной категории). В дальнейшем экспертиза также может проводиться надзорными органами в качестве проверки либо по обращению.
С уважением,
Юлия Казакова,
Исполнительный директор ГИПП