Назад

Зона нестабильности. Куда движется Рунет?

Зона нестабильности. Куда движется Рунет?

В 2022 году российский сегмент интернета столкнулся с необходимостью трансформации из-за разрыва многих глобальных связей и введения западных санкций. Уход зарубежных рекламодателей, ограничения в работе с иностранными платформами, признание экстремистскими популярных соцсетей и нехватка IT-специалистов стали серьезными препятствиями для дальнейшего развития Рунета.

Finam.ru рассказывает, как изменилось отечественное цифровое пространство и что ждет Рунет в 2022 году.

Как изменился Рунет? 

В ходе обсуждения судьбы российского интернета на 25-ом Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) Сергей Плуготаренко, директор ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), заявил, что Рунет в 2022 году столкнулся с беспрецедентной ситуацией. В 2021-ом число россиян, регулярно выходящих в сеть, выросло на 42%, до 100 млн человек. Всего в мире, по разным оценкам, насчитывается 200-250 млн русскоязычной аудитории. 

После начала спецоперации Рунет столкнулся с экстремальной ситуацией, когда привычные механизмы работы изменились и пришлось подстраиваться под новую реальность. Максут Шадаев, министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, привел аналитику от операторов большой четверки, согласно которой видеосервис YouTube сохранил первенство с 17-18% от общего трафика, TikTok начал терять российскую аудиторию, его доля за последние месяцы сократилась с 12% до 10%, на заблокированные в России соцсети приходится еще 10-12% трафика. Причем VPN для доступа к запрещенным площадкам используют только 20% российских пользователей.

В выигрышной ситуации оказались Telegram, доля которого выросла с 2% до 6%, и VK - его трафик превысил 10%. Как сообщил Владимир Кириенко, генеральный директор VK, социальную сеть теперь посещают 100 млн человек в месяц и 50 млн – ежедневно.

«Для нас это было важное достижение. Группа к этому долго шла, и главное, что мы хотели отметить, это был не пиковый скачок, а в целом пользователи остались с нами надолго», – заявил Кириенко. 

Евгений Касперский, генеральный директор АО «Лаборатория Касперского», подчеркнул, что российский кибербез в сжатые сроки научился работать в экстремальных ситуациях, когда хакерское давление на бизнес и госучреждения усилилось. По словам Касперского, от кибератак пострадали, в основном, те компании, которые уделяли недостаточно внимания безопасности. При этом сейчас число кибератак сократилось на 20%. 

Потери российского сегмента интернета 

Вынужденная трансформация не обойдется без потерь. Согласно отраслевому докладу РАЭК «Экономика Рунета 2021-2022», интернет принес России 9,5 трлн рублей в 2021 году. Аналитики напоминают, что Рунет не впервые сталкивается с кризисами: он преодолел двукратное снижение темпов роста во время экономического кризиса 2014-2015 годов, а также падение интернет-рынков из-за COVID-19 в 2020-ом. При этом за спадом всегда следовало восстановление, а кризисы позволили Рунету выработать устойчивость и противостоять новым вызовам. 

В самом сложном положении, по мнению экспертов, оказалась отрасль интернет-маркетинга и рекламы, которая в прошлом году заработала 432,5 млрд рублей. Валентин Смоляков, исполнительный директор Ассоциации Коммуникационных Агентств России, назвал 2022 год лучшим в истории российской рекламной индустрии, отметив, что она выросла на рекордные 22%. Среди ощутимых потерь для отрасли он перечислил: уход большой части рекламодателей и рекламных сетей, интернет-инвентаря из страны, а также серьезные законодательные риски, в том числе, система маркировки рекламы, которая должна вступить в силу осенью. По оценке Смолякова, сегмент маркетинга и рекламы уже потерял из-за всего вышеперечисленного свыше 50 млрд рублей.

В тяжелом положении оказались и российские блогеры. Согласно исследованию платформы Perfluence, которое приводит «Коммерсант», в апреле-марте 2022-го число рекламных контрактов у крупных блогеров с аудиторией более 200 тыс. человек сократилось на 50%. При этом у инфлюенсеров с аудиторией от 10 до 200 тыс. за аналогичный период количество заказов выросло на 30%. В данный момент в 90% случаев заказчиками рекламы выступают российские компании. 

Валентин Смоляков считает, что как только трансформация экономики и медиасистемы пойдет в рост, рекламный рынок восстановится. 

Что ждет Рунет в 2022-м? 

Сейчас российское цифровое пространство существенно меняется. По мнению Максута Шадаева, в обозримые сроки крупные зарубежные игроки не вернутся в Россию, поэтому освободившиеся ниши на рынке займут отечественные компании. Это означает дополнительную ответственность для российских брендов и необходимость развивать в стране собственные экосистемы и магазин приложений. При этом следует помнить о глобальном развитии и искать новых иностранных партнеров. 

«Задача государства – дальше не увеличивать свое влияние. Мы считаем, что отрасль должна остаться рыночной», – подчеркнул Шадаев, отметив, что власти продолжат поддерживать Рунет. 

Сергей Плуготаренко подчеркивает, что российский интернет накопил большой запас прочности, поэтому экономика Рунета, несмотря на просадки отдельных отраслей, вырастет на 11% по итогам 2022 года. 

Максут Шадаев также обратил внимание на старую проблему дефицита кадров в IT-индустрии. По словам министра, разработчики - это ядро цифровой экономики. Сейчас в России насчитывается 3 млн IT-специалистов, чуть больше 4% трудоспособного населения. Потребность в них будет нарастать, поэтому Минцифры создает двухлетние IT-курсы для старшеклассников и цифровые кафедры в ВУЗах. 

«Нам нужно в 1,5 раза увеличить объем выпуска по всем программам», – говорит Шадаев.

 

Читайте также

все новости