Может ли российский IT-рынок предложить альтернативу используемым технологиям иностранного производства? Какие меры предпринимаются государством для поддержки IT-индустрии? Появились ли у отечественных технологических компаний новые возможности в сложившихся условиях?
Экспертный институт социальных исследований (ЭИСИ) поговорил с руководителями крупных компаний и ассоциаций отрасли и получил развернутые ответы о сложностях, трендах и перспективах этой сферы российской экономики.
• появился высокий спрос на продукты отечественных компаний, ускоряются все процессы цифровизации, повышается стратегическая роль технологий;
• новые отечественные технологические решения не только заменяют зарубежные, но и предлагают дополнительный функционал;
• появилась необходимость перехода от импортозамещения к созданию и выводу на глобальный рынок платформенных решений Нового технологического уклада – к кибер-физическим системам;
• совместные проекты с иностранными партнерами из таких государств как Китай, Индия, страны ЮВА, Африки и Латинской Америки отодвинулись, но не прекратились. Россия продолжает выходить на новые технологические рынки;
• в отрасли несколько снизился дефицит кадров: за счет частичного закрытия офисов или сокращения численности персонала компаний экспортеров, выросло общее предложение на рынке труда, несмотря на отъезд из России части сотрудников;
• в нынешних условиях концентрируются усилия на разработке и внедрении новой парадигмы безопасности, основанной на применении искусственного интеллекта, квантовой криптографии и квантовых вычислений, технологии блокчейн;
• необходимость регулярного обсуждения с бизнесом мер, принимаемых Правительством.
• недостаточное развитие инженерного ПО и ряда базовых технологий программного обеспечения для эффективной работы индустрии. Решение: создание отечественных аналогов дефицитному программному обеспечению;
• увеличение рисков для развития стартапов в IT-отрасли ввиду турбулентности сложившейся ситуации. Решение: увеличение грантовой поддержки, упрощение подачи заявок и документооборота со стороны государства;
• иррациональное недоверие к технологиям искусственного интеллекта. Решение: создание единой экосистемы для поиска индустриальных партнеров для пилотирования современных технологических решений;
• запрет на поставку в Россию микроэлектроники, прежде всего, вычислительной техники и телекоммуникационного оборудования. Решение: постоянный контакт между бизнесом и государством по формированию новых каналов движения товаров и денежных средств, наладка собственных производств.
• технологии искусственного интеллекта позволяют сократить транзакционные издержки и повысить эффективность российских предприятий в нынешних условиях;
• искусственный интеллект может помочь оптимизировать работу сложного оборудования, тем самым, увеличив его ресурс и сэкономив финансы;
• при тесной кооперации с государством IT-отрасль сможет выйти на двукратной рост и в течение следующих трех лет сможет производить цифровые продукты, опережающие среднее мировое качество;
• ускоренное внедрение экспериментальных правовых режимов, разрешающих использование технологий нового технологического уклада: квантовая криптография, искусственный интеллект, промышленный Интернет вещей, блокчейн.
• выход на рынки Китая, Индии, стран ЮВА, Африки и Латинской Америки, чтобы обеспечить взаимную заинтересованность, а также максимальную эффективность.