Подписка на прессу через Почту России переживает не лучшие времена. Со времени отмены госсубсидий на доставку подписных изданий населению почтовые тарифы на эту услугу выросли в несколько раз – подписка стала дороже розницы, а подписные тиражи в стране рухнули более чем в два раза. Кроме того, многочисленные подписные агентства ушли с рынка, и Почта России стала монополистом в данной сфере.
Надо с большим сожалением признать, что отмена субсидий на доставку подписных изданий населению для нашей огромной страны стала роковой. В большинстве развитых стран на эти цели выделаются значительные средства – в США это более 200 миллионов долларов в год, а в маленькой по территории Латвии – 5 миллионов евро в год. В нашем случае почтовое ведомство после акционирования фактически отказалось от субсидий под предлогом того, что господдержка недопустима для акционерного общества, так как не позволит повышать цены с учетом коммерческой целесообразности.
Положение с подпиской на прессу становится всё тревожнее и тревожнее. На днях в Саратове прошло
заседание общественного совета при министерстве информации и печати Саратовской области, на котором обсуждались актуальные проблемы сотрудничества издателей с Почтой России. По словам заместителя председателя Союза журналистов России Алексея Вишневецкого, ведомство забирает себе 2⁄3 пописных денег и значительно повышает стоимость изданий. «Эта проблема есть во всех регионах. Она абсолютно нерешаемая. Почта России – единственное ведомство, которое никогда не отвечает ни на какие предложения», – отметил выступающий.
На прошлой неделе в Государственной Думе состоялось
заседание Комитета по информационной политике в новом составе. На нём также звучала резкая критика в адрес почтового ведомства. Председатель Союза журналистов России Владимир Соловьев рассказал о серьёзной проблеме, с которой всё больше сталкиваются редакции районных газет в последнее время – это немотивированное повышение Почтой России цен на доставку прессы. «Я часто бываю в регионах, – отметил В. Соловьёв, – и мне бы не хотелось на этом совещании дословно приводить слова «районщиков» о растущих тарифах почты России, но, поверьте, отзывы весьма нелестные».
Отвечая на прозвучавшую критику, генеральный директор Почты России Максим Акимов заявил: «Мы ситуацию знаем, но на данный момент не видим вариантов разрешения этой проблемы без дополнительного финансирования со стороны государства, ведь значительное сокращение подписки неизбежно ведёт к повышению удельной стоимости доставки прессы. Это печально, но пока Почта России физически не может снизить тарифы без риска понести невосполнимые убытки». Эти слова не могут не радовать. Впервые за 8 лет руководитель почтового ведомства признал необходимость возврата госсубсидий на доставку подписки населению. То есть, по сути, у нас появляется шанс вернуться на дорогу, которой идут передовые страны, проявляя заботу о доставке подписных изданий в сельские и отдаленные районные. Госсубсидии на подписку надо возвращать!
Хочу также отметить, что в период пандемии спрос на подписку среди населения вырос, в прошлом году аж на 8%. К положительному можно также отнести стабильную подписку на детские издания и то, что в отделениях связи Почты России имеется специализированный подписной каталог на эту прессу. Каталог является совместным продуктом издателей детской прессы и департамента подписки Почты России. Теперь важно помочь населению получать прессу у себя дома по минимальным ценам за счет поддержки государства. Новую позицию Максима Акимова надо поддержать. Надеюсь, что и Союз журналистов России, и СППИ ГИПП, и тем более Комитет по информационной политике Госдумы смогут в кратчайшие сроки обеспечить возврат госсубсидий на доставку подписных изданий населению России.
Александр Оськин, вице-президент СППИ ГИПП