Развитие газет в современных условиях засилия элетронных СМИ и соцсетей, важность дизайна и распространения – этим темам было посвящено выступление секретаря Союза журналистов России, кандидата филологических наук, лауреата премии «Золотое перо России» Владимира Касютина. Дискуссия «Живая газета: Место печатных СМИ в эпоху цифровых медиа» состоялась в рамках Дальневосточного МедиаСаммита (12+), который проходил с 10 по 11 июня во Владивостоке, сообщает ИА PrimaMedia.
Владимир Касютин подчеркнул важность сохранения мелких муниципальных редакций, как единственных информационных источников в глубинке. Тем более, что в системе печатных изданий накопилось на сегодняшний день немало проблем, к примеру, во многих регионах у редакций блокируется возможность распространения подписных изданий из-за кризиса почты – одного из распространителей печатной прессы.
«Нередко почтовые отеделния не могут закрыть вакансии, не только на должность почтальонов, но и на более высокие должности. Это говорит о том, что она в кризисе», – считает секретарь Союза журналистов России Владимир Касютин.
Среди других серьезных проблем он выделил падение доходов от рекламы из-за проблем в бизнесе и отсутствие господдержки на Дальнем Востоке, что отрицательно сказывается не только на мелких районных изданиях, но и на более крупных редакциях. Резерв в виде традиционных элементов муниципальных газет, такие как объявления, поздравления и некрологи – помогает редакциям оставаться на плаву, но и в этом случае специалистам обязательно нужно следить за верной версткой и дизайном.
«В интернете пока ничего нет, что способно заменить поздравления, некрологи и соболезнования в газете», – добавил Владимир Касютин.
Эксперт отметил, что журналистика уходит в сеть, а печатные издания теряют аудиторию. Для решения этой проблемы он предложил использовать социальные сети, например, Инстаграм. Эту площадку необходимо использовать как дополнительную, а не основную. С другой стороны, еще одним вариантом распространения контента может стать предоставление доступа к PDF-версии издания. Стоимость ее должна быть немного меньше, чем бумажный вариант, но точно не бесплатной.
По мнению Владимира Касютина, одна из главных проблем современных печатных СМИ – непонимание новых представителей власти важности газет. Хотя до сих пор миллионы людей в России читают именно бумажный вариант.
«Во власть приходит все больше молодых людей, которые совсем не понимают, что такое газета. Им кажется, что это прежде всего бумага – они не понимают, что это некая традиция, устоявшаяся аудитория и способ решения многих проблем. Они думают, что аккаунт в ВКонтакте или в Инстаграм может все это заменить», – недоумевает представитель Союза журналистов России.
Эксперт озвучил топ-5 проблем «принта», которые влияют на потерю аудитории в офлайне и онлайне:
– Бедный визуальный ряд (фото на сайте и в принте, видео на сайте и в пабликах).
– Сырой контент: нулевые заголовки, плохо структурированные тексты (лиды, вырезки, подтекстовки), сухой язык, «вода», банальности.
– Нехватка новостей из всех населенных пунктов территории.
– Слабая обратная связь, отсутствие связи принта с онлайном – отсюда повышенная нагрузка на журналистов.
– Отсутствие внутренних документов, регламентирующих дизайн, контент, работу с аудиторией, тиражную политику – из этого вытекает повышенная нагрузка на редактора.
«Пока существуют типографии – будущее есть, газеты будут жить! Вопрос – насколько экономически это будет более-менее рентабельно и насколько мы будем влиятельны. Я думаю, что самые маленькие газеты в самых маленьких районах, конечно, будут жить еще очень долго, потому что их заменить нечем».