Мы явно недооцениваем значение сериалов в нашей жизни. Если когда-нибудь в России будет поставлен памятник либеральной экономической реформе 1992 года, то его центральной фигурой должен стать образ из мексиканского или бразильского сериала. Именно эти слезливые истории приковывали людей к экранам телевизоров, не оставляя ни времени, ни эмоций для бунтов из-за собственного обнищания. Зато неоднократные попытки РТР через несколько лет досрочно прекратить показ бесконечной «Санта-Барбары» приводили к акциям протеста, сопоставимым по накалу с протестами пенсионеров против монетизации льгот. Сериал «Не родись красивой» на СТС нанес ощутимый удар по государственной пропаганде – ведь эта современная сказка о Золушке шла в те же часы, что и вечерние новости по «России» и перекрывали их по рейтингам.
Сегодня телепроизводство в кризисе. Производящие компании резко сокращают персонал, пытаются со скидками распродать уже произведенную продукцию и не планируют новых съемок. И это нарушает идиллию единения телевидения и народа. Трудно представить себе, что российский телезритель, привыкший к роскоши отечественных мыльных опер, когда-нибудь вновь удовлетворится суррогатом в виде дешевого импортного продукта.
К счастью, на помощь приходят сериалы из реальной жизни.
Только с 11 января, первого рабочего дня 2009 года, по 6 февраля на мультимейдином сайте РИА Новости я насчитал 42 сообщения о ходе переговоров Андрея Аршавина с разными зарубежными клубами, причем в пиковые дни сообщений было до десятка. Из недели в неделю метания Аршавина освещались национальными каналами.
Если эпопея Аршавина с ее мельканием стран и клубов, в которых готов был играть футболист, и с гаданиями о суммах, которые продавцы хотели получить, а покупатели готовы были заплатить - это чистой воды «экшн», то сериал с борьбой за власть в Союзе кинематографистов скорее ближе к психологическому триллеру «Твин Пикс». Канва такова: в декабре прошлого года Союз кинематографистов заменил своего председателя с 1997 года великого режиссера Никиту Михалкова другим председателем, великим режиссером Марленом Хуциевым. Михалков решения не признал. Министерство юстиции отказалось его регистрировать, ссылаясь на допущенные процедурные нарушения. Сторонники Михалкова подали в суд иск об отмене решений съезда, Михалков объявил о подготовке нового съезда. Стороны проводят пресс-конференции, раздавая обвинения в коррупции и низкопоклонстве перед властью с одной стороны (противники Михалкова), и в организационной бездарности и фрондерстве, с другой (сторонники Михалкова). Заодно и газеты разделились внутри себя: в один день «Известия» печатают колонку своего постоянного обозревателя Максима Соколова против Михалкова, на следующий день собственному колумнисту дает жесткий отпор зам. главного редактора упомянутой газеты. Публика ничего не понимает, но с восторгом следит за нюансами отношений мастеров экрана и асов пера, много лет учивших ее, общественность, добру и справедливости.
«Богатые тоже плачут», - так назывался один из первых показанных по телевидению мексиканских сериалов, тот самый, что удержал нас от бунта против шоковой терапии. Будем надеяться, что те же мотивы, но из реальной жизни сыграют свою терапевтическую роль во время нынешнего кризиса.
Алексей Панкин, главный редактор журнала «Стратегии и практика издательского бизнеса. IFRA-ГИПП Magazine».