Нет такой русской женщины, которая не отзывалась бы пренебрежительно о
Международном женском дне 8 марта, празднике, придуманном в начале века
германской социалисткой Кларой Цеткин. И нет такой русской женщины, которая не
радовалась бы в этот день, получая цветы, подарки, выслушивая слова любви и
признательности.
Эта колонка – о женщинах.
В нашем медиасообществе сегодня нередки сетования по поводу недостатка
свежих идей и нехватки квалифицированных кадров. Вот мы у себя в журнале и
решили обрушить на коллег лавину новых идей и новых имен. Стали читать курсовые
работы по специальности медиаменеджмент, написанные студентами-старшекурсниками
факультета международной журналистики МГИМО. В результате жесткой селекции
появился сборник «50 идей для издателей». 49 идей из 50 принадлежат студенткам.
Эта, в общем-то, случайная статистика заставила всерьез задуматься о
процессе агрессивной феминизации массмедиа.
«Профессия тележурналиста давно превратилась у нас в женскую.
Женское лицо на экране, женский голос за кадром, женский подход к
событиям и женщины с микрофоном в кадре»,- говорит Нина Зверева, директор
знаменитого нижегородского центра телемастерства «Практика» Но разве только
тележурналистика?
Смотрите сами. Манана Асламазян – директор НКО «Интерньюс», организации,
благодаря которой в России региональное телевидение стало профессиональным.
Ольга Никулина – президент Союза издателей и распространителей печатной
продукции, автор идеи и бессменный организатор ежегодных выставок «Пресса»,
главного события в мире печатных СМИ. Ольга Щербакова – исполнительный директор
Национальной ассоциации телерадиовещателей, Юлия Казакова – исполнительный
директор Гильдии издателей периодической печати. Алина Архангельская –
исполнительный директор Национальной ассоциации издателей, Елена Зелинская –
исполнительный директор МедиаСоюза, Ольга Ермолаева – директор Медиа Комитета,
организации, контролирующей качество измерений телевизионной аудитории. Женщины
управляют московской штаб-квартирой и четырьмя из пяти региональных отделений
влиятельного Института развития прессы. Женщина руководит лучшей российской
ежедневной газетой «The Moscow Times». Главным редактором московского бюро радио
«Свобода» на днях также впервые была назначена женщина.
Список женщин по всей стране – руководителей изданий, теле-и
радиостанций, медиаизмерительных и маркетинговых компаний, рекламных агентств –,
занимающих стратегические позиции в российском медиасообществе, можно продолжать
очень долго.
Нам, мужчинам, становится все труднее пробиваться и делать карьеру в этом
мире, где доминируют женщины. Казалось бы, вот повод бить тревогу, протестовать
против гендерной дискриминации, взывать к мужской солидарности.
Однако все не так просто. К примеру, одни мужчины собрались у руля Союза
журналистов России. Это самая бесполезная из наших профессиональных организаций.
Представители «сильного пола» там тешатся тем, что придумывают для себя
помпезные титулы вроде «Генеральный секретарь». Какая бы то ни было солидарность
с ними невозможна. Их можно только жалеть. Что, кстати, по доброте душевной и
делают женщины-руководители зарубежных фондов, раздающие им благотворительные
гранты.
Вот и выходит, как ни крути, что медиамужчины проигрывают медиаженщинам
не в силу каких-то случайных обстоятельств и даже не из-за несправедливого
устройства общества, а исключительно в результате честной конкуренции. И лишь
бесконечная терпимость и снисходительность женщин к нашим слабостям позволяет
нам, мужчинам, не чувствовать себя существами совсем уж пустыми и никчемными.
Спасибо вам за это, дорогие наши женщины!
Алексей Панкин
The Moscow Times,
10.03.03