Назад

Свободные СМИ в России: частные или честные?

На прошлой неделе мне позвонил руководитель крупного независимого сибирского медиахолдинга и спросил: «Что стоит за статьей Виталия Третьякова «Свободны ли СМИ России?» в правительственной «Российской газете»?» (19.11.03). Я тут же переадресовал вопрос главному редактору «РГ» Владиславу Фронину». «Ты уже не первый, кто спрашивает об этом», - удивился Фронин. – Я всем отвечаю, что за статьей стоит сам Виталий Третьяков, наш колумнист. Стоит ли кто-нибудь за Виталием Третьяковым, я не знаю».

Интерес к материалу понятен, ведь в государственном органе Третьяков излагает программу демократической трансформации российских СМИ. В двух словах, речь идет о том, чтобы оставить за центральной властью по одному общенациональному каналу телевидения и радио, запретив в законодательном порядке всем остальным органам власти владеть какой бы то ни было медиасобственностью.

Разгосударствление СМИ – это голубая мечта, если не сказать фетиш, немногочисленных независимых медиакомпаний в нашей стране и куда более многочисленной когорты профессиональных свободологов. Для первых – субсидируемая государственная пресса это недобросовестный конкурент на рынке. Для вторых - наглядное проявление зависимости прессы. И в этом они правы. Сомнения, однако, вызывает реалистичность решения проблемы путем законодательных запретов.

По данным Союза журналистов РФ, ежегодные “открытые” доходы всей российской медиаиндустрии, включая гос.поддержку, составляют 4 миллиарда долларов. Расходы же оцениваются в 10 миллиардам долларов. Дефицит, а скорее профицит, на сумму 6 миллиардов долларов в три раза превосходит весь прошлогодний “белый” рекламный бюджет всех видов СМИ. Из чего ясно, что громадная часть отечественной прессы живет не за счет аудитории, т.е. не с рынка, а за счет “заказчиков”. Ясно и то, что те, кто такие деньги тратит, делают это отнюдь не из альтруистических соображений, а в надежде, что услуги оплаченной прессы сторицей окупятся.

На этом фоне и недобросовестная конкуренция, и манипулятивность государственной прессы являются лишь частным проявлением куда более сложной проблемы. Причем проявлением еще и не самым опасным, ибо в этом случае, по крайней мере, прозрачен источник финансирования и интересы. Бόльшая же часть от пресловутых шести миллиардов, отнюдь не в государственную прессу попадает. Законодательное запрещение гос.СМИ не решит проблемы недобросовестной конкуренции и манипуляции. Не говоря о том, что оно и неэффективно. При нашей олигархической структуре, т.е. сращивании политической и экономической власти, любому губернатору, лишенному официальной областной газеты, не составит труда “убедить” местный бизнес профинансировать то же самое под другой маркой. В результате возрастет и олигархичность, и непрозрачность. Законодательно же запретить всей прессе “быть зависимой” невозможно в принципе. Председатель ЦИК Александр Вешняков вон попробовал и до сих пор, должно быть, страшно жалеет.

Из чего следует, что реформа СМИ должна осуществляться не среди самих СМИ (какая же отрасль откажется от жирного куша в 6 миллиардов долл. в год?), а среди реальных “стейкхолдеров”, т.е. тех, кто деньги отстегивает. И действовать следует не через законодательное принуждение, а рыночными методами, через интерес. Проще говоря, горстке независимых, т.е. живущих за счет честных заработков, медиакомпаний придется убедить “денежные мешки” в том, что их вложения в зависимую, т.е. не вызывающую доверия публики прессу суть пустая бессмысленная трата денег. А это значит, что им придется рассориться с подавляющим большинством своих коллег, существующих за счет культивирования мифа о всесильности прессы с точки зрения охмурения сограждан. И союзников в этой неравной борьбе нужно искать не по принципу “государственный-негосударственный”, а по принципу следования рыночной практике. А здесь форма собственности большого значения не имеет.

Алексей Панкин

Читайте также

все новости