17 апреля в ГИПП собрались представители Роспечати, Комиссии Общественной палаты по коммуникациям, Альянса независимых региональных издателей (АНРИ), Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП), Альянса руководителей региональных СМИ (АРС-Пресс), ГИПП, Межрегиональной ассоциации полиграфистов (МАП) и Содружества бумажных оптовиков (СБО). Они образовали рабочую группу, которой предстоит до конца мая разработать «дорожную карту» по проблемам издательской индустрии для представления в правительство.
Ультиматум от правительства
Создания такого документа решительно потребовал зам. руководителя Роспечати Владимир Григорьев, выступая на годовом собрании ГИПП 4 апреля с.г. «Отрасль вносила разрозненные предложения в законодательные органы. Но не было целостной картины, которая показала бы, что нужно делать, чтобы печатные СМИ продолжали радовать своих читателей. Нужна «дорожная карта», в которой должны быть расписаны проблемы, конкретные меры по их решению, механизм и ответственные по каждому направлению. Призываю вас не только к диалогу с органами власти, но и к созданию мощного лобби, которое заставит министерства и ведомства действовать», – сказал он. Добавлю, забегая вперед, что ту же самую мысль повторил и руководитель ведомства Михаил Сеславинский, выступая 18 апреля на Х съезде Союза журналистов России.
Поддерживая власть, президент ГИПП Сергей Моисеев заметил на упомянутом собрании, что издателям и «смежникам» – распространителям, полиграфистам, бумажникам – пора научиться действовать как единая отрасль, проблемы которой можно решить только в комплексе.
Повестка дня
На первое обсуждение ГИПП вынес предварительный обобщенный перечень таких проблем, требующих решения. Вот они:
Предложения по примерному перечню наиболее важных отраслевых проблем, нуждающихся в проработке:
Комментируя итоги встречи, Сергей Моисеев сказал, что у представителей различных звеньев отрасли нет принципиальных разногласий, хотя и есть нюансы в подходах.
Например, Юрий Пургин, один из отцов-основателей АНРИ и генеральный директор «Алтапресс», барнаульского холдинга, включающего в себя и типографию и систему распространения, особо подчеркивал, что налоговые послабления должны быть сквозными для всей цепочки, а не для отдельных ее звеньев. Но в самую первую очередь сообщество должно добиться моратория на уничтожение киосков, по крайней мере, в тех регионах, которые находятся в «красной зоне», иначе говоря, где розничные сети оказались на грани исчезновения.
Со своей стороны, Геннадий Кудий, зам. начальника управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Роспечати, настаивает на том, что технократический подход к созданию «дорожной карты» должен иметь и идейное обоснование. «Чтение литературы, качественной прессы – это базовая составляющая нашей культуры, говорит он. – Если мы это потеряем, мы потеряем и активного, ответственного, самостоятельно мыслящего человека. Государственная поддержка прессы – это вложение в человеческий капитал. И эту мысль наше сообщество должно донести до тех, кто принимает решения, всеми немалыми доступными ему средствами».
В результате обсуждения был составлен обобщающий документ объемом в 23 страницы. Он разослан участникам рабочей группы и членам правления ГИПП. В течение мая членам рабочей группы предстоит выработать единую позицию и уместить ее в строгие строки «дорожной карты» для правительства.
Источник: журнал «Стратегии и практика издательского бизнеса. WAN-IFRA-GIPP Magazine», апрель 2013 года.