Назад

Российские издатели составят «дорожную карту»

17 апреля в ГИПП собрались представители Роспечати, Комиссии Общественной палаты по коммуникациям, Альянса независимых региональных издателей (АНРИ), Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП), Альянса руководителей региональных СМИ (АРС-Пресс), ГИПП, Межрегиональной ассоциации полиграфистов (МАП) и Содружества бумажных оптовиков (СБО). Они образовали рабочую группу, которой предстоит до конца мая разработать «дорожную карту» по проблемам издательской индустрии для представления в правительство.

Ультиматум от правительства

Создания такого документа решительно потребовал зам. руководителя Роспечати Владимир Григорьев, выступая на годовом собрании ГИПП 4 апреля с.г. «Отрасль вносила разрозненные предложения в законодательные органы. Но не было целостной картины, которая показала бы, что нужно делать, чтобы печатные СМИ продолжали радовать своих читателей. Нужна «дорожная карта», в которой должны быть расписаны проблемы, конкретные меры по их решению, механизм и ответственные по каждому направлению. Призываю вас не только к диалогу с органами власти, но и к созданию мощного лобби, которое заставит министерства и ведомства действовать», – сказал он. Добавлю, забегая вперед, что ту же самую мысль повторил и руководитель ведомства Михаил Сеславинский, выступая 18 апреля на Х съезде Союза журналистов России.

Поддерживая власть, президент ГИПП Сергей Моисеев заметил на упомянутом собрании, что издателям и «смежникам» – распространителям, полиграфистам, бумажникам – пора научиться действовать как единая отрасль, проблемы которой можно решить только в комплексе.

Повестка дня

На первое обсуждение ГИПП вынес предварительный обобщенный перечень таких проблем, требующих решения. Вот они:

 Предложения по примерному перечню наиболее важных отраслевых проблем, нуждающихся в проработке:

  1. Разработка концепции придания печатной продукции статуса социально-значимого товара (за исключением изданий рекламного и эротического характера), а также распространению прессы статуса социально-значимой услуги (в розницу и по подписке).
  2. Снижение пошлин на не производимые в России сорта мелованной бумаги и картона.
  3. Снижение ставок налога на добавленную стоимость для всех предприятий отрасли печатных СМИ, а также услуги по экспедированию и доставке подписных тиражей газет и журналов (за исключением изданий рекламного и эротического содержания).
  4. Налогоплательщикам-издателям (периодика и книги) отнести на расходы по налогу на прибыль до 30% стоимости нереализованного тиража, налогоплательщикам-распространителям аналогично отнести расходы на замену бракованных, утративших товарный вид в процессе перевозки.
  5. Разработка концепции льготной подписки на общественно-политические издания, детские и юношеские издания.
  6. В рамках проекта «Развитие федеральной почтовой связи» вносить изменения в инфраструктуру подписки на периодические издания, одновременно решая вопрос о дополнительном финансировании почты с целью снижения подписных тарифов для населения.
  7. Разработка концепции изменения закона «О рекламе», приравнивающие рекламу печатных периодических изданий, книг, подписных каталогов к социальной рекламе.
  8. Разработка механизмов по защите интересов издателей в рекламной сфере (БАДы, и т.д.).
  9. Внесение изменений в федеральный закон №94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в целях обеспечения организации подписки на газеты и журналы, предоставление творческих и информационных услуг.
  10. Разработка государственных программ по поддержке малого предпринимательства в сфере издательского бизнеса и распространения прессы.
  11. Разработка концепции развития сетей распространения прессы в Российской Федерации:
  • разработка нормативов наличия точек распространения прессы в зависимости от размера населенного пункта (численности населения);
  • разработка упрощенной процедуры регистрации и установки точек по распространению прессы;
  • разработка изменений ограничений по ассортименту в киосках прессы для повышения рентабельности бизнеса;
  • проработка возможности предоставления льготных (государственных) кредитов для реконструкции устаревших точек распространения прессы, а также льготных (социальных) условий аренды для объектов распространения прессы и книг;
  • разработка предложений по сохранению действующих объектов распространения прессы;
  • разработка предложений по льготным тарифам на электроэнергию для объектов печати.

Комментируя итоги встречи, Сергей Моисеев сказал, что у представителей различных звеньев отрасли нет принципиальных разногласий, хотя и есть нюансы в подходах.

Например, Юрий Пургин, один из отцов-основателей АНРИ и генеральный директор «Алтапресс», барнаульского холдинга, включающего в себя и типографию и систему распространения, особо подчеркивал, что налоговые послабления должны быть сквозными для всей цепочки, а не для отдельных ее звеньев. Но в самую первую очередь сообщество должно добиться моратория на уничтожение киосков, по крайней мере, в тех регионах, которые находятся в «красной зоне», иначе говоря, где розничные сети оказались на грани исчезновения.

Со своей стороны, Геннадий Кудий, зам. начальника управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Роспечати, настаивает на том, что технократический подход к созданию «дорожной карты» должен иметь и идейное обоснование. «Чтение литературы, качественной прессы – это базовая составляющая нашей культуры, говорит он. – Если мы это потеряем, мы потеряем и активного, ответственного, самостоятельно мыслящего человека. Государственная поддержка прессы – это вложение в человеческий капитал. И эту мысль наше сообщество должно донести до тех, кто принимает решения, всеми немалыми доступными ему средствами».

В результате обсуждения был составлен обобщающий документ объемом в 23 страницы. Он разослан участникам рабочей группы и членам правления ГИПП. В течение мая членам рабочей группы предстоит выработать единую позицию и уместить ее в строгие строки «дорожной карты» для правительства.

Источник: журнал «Стратегии и практика издательского бизнеса. WAN-IFRA-GIPP Magazine», апрель 2013 года.

 

Читайте также

все новости