Революция в русских массмедиа, о необходимости которой много говорили
Джордж Буш и Владимир Путин, не состоялась.
Вот что я имею в виду. В ноябре 2001 года президенты России и США
инициировали российско-американский диалог по предпринимательству в области СМИ
(RAMED). Более полугода затем шли встречи между участниками. В мае 2002
представителей советской и американской сторон принял российский президент. По
итогам Диалога и было решено провести уже чисто российскую конференцию. Она
называлась «Индустрия СМИ: направления реформ» и состоялась 20-21 июня прошлого
года в Москве.
Накануне конференции с некоторыми из ее делегатов встретился Владимир
Путин. В дискуссиях поучаствовали первые лица всех значимых центральных органов
СМИ, равно как и представители крупных региональных медиакомпаний. Кажется, не
было такой проблемы отечественных СМИ, которая не была бы подвергнута
обсуждению. «Сегодня российская медиа-индустрия нуждается в такой отраслевой
модели, которая позволила бы превратить российские СМИ в конкурентоспособный и
инвестиционно привлекательный бизнес, где доминируют профессиональный
менеджмент, высокие редакционные стандарты, экономическая самостоятельность и
финансовая прозрачность всех участников рынка», - говорилось в резолюции
конференции. В качестве одной из главных проблем российского медиарынка было
названо чрезмерное присутствие на нем государства. Героем заголовков столичных
газет стал министр печати Михаил Лесин, сказавший, что с удовольствием со
временем передаст часть функций своего министерства самому сообществу. Красивые
журналистки, освещавшие мероприятие, называли происходившее «бархатной
революцией».
15 июля 2002 три десятка руководителей крупнейших московских печатных,
теле-и радиокампаний, информационных и рекламных агентств образовали
Индустриальный комитет СМИ (его президентом стал генеральный директор «Первого
канала» Константин Эрнст). «Особое внимание созданному общеиндустриальному
органу предстоит уделить проблемам региональных и местных СМИ», - говорилось в
итоговом пресс-релизе…
…Летом 2003 о годовщине «бархатной революции» не вспомнила ни одна живая
душа.
Мне стало обидно за подобное пренебрежение к трудам Буша и Путина. В
середине июня «СРЕDА» вывесила на сайт вопрос о том, как сказались итоги
конференции на развитии российских СМИ. «Положительно», - ответило 14,8% из тех,
кто не поленился принять участие в голосовании. «Отрицательно», - сказали 5,6%.
«Никак», - было мнение 44,4%. «Мне бы ваши заботы», - пренебрежительно
отмахнулись 35,2%.
А к юбилею Индустриального комитета мы провели еще и анкетирование ряда
лидеров московского и провинциального медиабизнеса относительно того, выражает
ли он интересы медиасообщества. Если в Москве нашлось пара человек, готовых
сказать хоть что-то позитивное об этом образовании, то в провинции отношение
колебалось от незнания до неприятия. «С деятельностью и декларациями
Индустриального комитета не знаком», - говорит Андрей Филинов, главный редактор
Владимирской ГТРК, выражая мнение агностиков. «В нем нет ни одного человека,
который хотя бы отдаленно представлял, как живет региональная пресса. Убежден,
что она должна иметь возможность реально представлять свои интересы», -
комментирует Борис Киршин, руководитель одной из немногих в России независимых
газет «Челябинский рабочий».
Что тут скажешь? Видимо, Джорджу Бушу и Владимиру Путину
предстоит еще немало потрудиться, чтобы отечественные медиа обратили, наконец,
на них внимание.
Алексей Панкин
The Moscow Times, 22.07.03