Назад

Пасхальное кино. «Русский репортер» предупреждает: грядет новая контр-реформация

Вот как было дело. Введенный в искушение рекламой на РТР, в субботу я решил посмотреть, наконец, кинофильм «Тарас Бульба», снятый по повести Николая Гоголя. Эта картина, вышедшая на экраны 1 апреля, спровоцировала бурную перепалку в российской и украинской прессе относительно того, чему она посвящена. «Это события нашей общей истории, ведущей начало от Киевской Руси», - говорили россияне. «Гоголь писал об истории Украины», - твердили украинцы.

Посмотрев фильм, я определился в этом вопросе. Вот как выглядит начало похода запорожских казаков на Польшу у Гоголя. Казачий полковник Тарас Бульба приходит к выводу, что пока два его сына просто сильно пьют, но никого не убивают, они не могут считаться настоящими казаками. Запорожцы собираются в поход на Черное море, хотя их немного смущает, что и с турецким султаном, и с крымским ханом у них заключен мир. В разгар сборов появляется вестник с Украины, входящей в состав Речи Посполитой, который сообщает, что евреи стали взимать плату с православных за право пройти в церковь, а ксендзы разъезжают повсюду на повозках, запряженных православными людьми. После чего казаки устраивают еврейский погром, а потом со спокойной душой идут «биться за святую православную веру» на Польшу.

Никаких доказательств угнетения православия поляками Гоголь не предъявляет, зато картины казачьих зверств против мирного еврейского и католического населения, включая женщин и детей, выписаны им детально.

Режиссер картины Владимир Бортко, видимо, понимает, что у Гоголя мотивационная часть национально-освободительной борьбы выглядит неубедительно с точки зрения современной конъюнктуры. Он редактирует классика: вестник беды в фильме привозит в доказательство своих слов тело жены Тараса, матери его сыновей, убитой, естественно, поляками. В результате желание героев отомстить становится вполне обоснованным. Еврейский погром опускается, а из всего описанного Гоголем казачьего мародерства на пленку попадают только поджоги костелов, т.е. нормальные действия в борьбе с еретиками.

«Пусть уж лучше описанное будет украинской историей, - подумал я в приливе русского национализма, посмотрев фильм и перечитав повесть. – Зачем России брать на себя чужие грехи перед евреями и поляками».

А поздно вечером в ту же Великую субботу на канале НТВ я наткнулся на снятый недавно фильм «Александр. Невская битва», посвященный борьбе новгородского князя Александра Ярославича против попыток католических крестоносцев завоевать новгородские земли в середине 13 века. Историческая основа в данном случае никаких сомнений не вызывает. Да вот в чем беда: каждый раз в рекламных паузах переключаясь на другие телеканалы, я попадал на пасхальное богослужение, очень похожее на те, какими в обоих фильмах православное воинство провожали на битвы с католиками. Был бы я человеком религиозным, пошел бы и разгромил парочку костелов в Москве.

На следующее утро, в Воскресение, в мою и без того смятенную душу еще большее смятение внес один из высших иерархов РПЦ, сорокалетний епископ Иларион. В интервью в свежем номере еженедельника «Русский репортер» он сместил приоритеты церковных борений: «С обеих сторон (т.е. православной и католической - авт.) растет понимание, что мы должны отказаться от духа соперничества и перейти к сотрудничеству». Зато, разъяснил он: «Многие протестантские общины Севера и Запада все дальше отходят от основополагающих норм христианства».

Ну что же, будем теперь ждать киношедевров из истории Тридцатилетней войны, в которых православные русские и украинцы вместе с братьями-католиками выступят против Реформации.

Алексей Панкин, главный редактор журнала «Стратегии и практика издательского бизнеса.IFRA-ГИППMagazine»

Читайте также

все новости