Назад

Нужен ли Закон о СМИ?

«За трехлетний период мы не только основательно разобрали "завалы" проблем - а заниматься ими практически в ежедневном режиме нас заставляла сама жизнь - но и добились некоторых положительных результатов», - сказал президент Владимир Путин в начале своего обращения к Федеральному Собранию РФ. Попробуем разобраться, что это означает в области СМИ.

За прошедший год в Думу был внесен чуть ли не десяток новых законопроектов о средствах массовой информации, подготовленный разными силами. Из чего следует, что именно действующий закон и является одним из тех самых «завалов». Законопроект, подготовленный Индустриальным комитетом - объединением руководителей крупнейших московских медиакомпаний, вывешен на сайте Министерства печати и даже лег на стол президенту с перспективой того, что именно он внесет его в парламент.

Чтобы понять, в чем тут «положительный результат» и почему он «некоторый», обратимся к истории образования «завала».

Итак, советский Закон «О печати и других средствах массовой информации» был принят в июне 1990 года и решал некоторые важнейшие задачи демократизации страны. А именно, он впервые давал легальную возможность создания негосударственных средств массовой информации, а действующим СМИ предоставлял существенные гарантии редакционной независимости от основавших их гос.органов.

27 декабря 1991 года был принят закон РФ «О средствах массовой информации». Он был еще более демократическим в смысле гарантирования свободы прессы и прав журналистов. Он фиксировал окончательную победу «гласности», а именно той модели развития прессы, когда свобода журналистского слова оплачивалась из государственного кармана. И, следовательно, в каком-то смысле устарел уже к 1 января 1992 года, когда новая страна – независимая Россия – перешла к радикальным рыночным реформам, со всеми вытекающими для СМИ последствиями.

Недостатки того закона о СМИ как «закона о правах журналиста» проявились особенно отчетливо в последние годы, когда СМИ все активнее становились на рыночные рельсы, т.е. первую скрипку в них начинали играть владельцы и управляющие.          

В этом смысле, новый законопроект имеет несколько революционных положений. Он, например, впервые вводит и определяет понятия «владельца» СМИ, куда более ясное, чем действующее «учредитель». Он по существу запрещает или резко ограничивает возможность гос.органов создавать СМИ на бюджетные средства в целях иных, чем публикация официальных документов. Есть в нем и шаги назад по сравнению с тем, что закладывалось в предыдущий Закон. Так, весь процесс лицензирования вещания отдается на откуп правительственным решениям, а не регулируется законом.

Главная же проблема с законом, однако, на мой взгляд, не столько в удачных или неудачных формулировках, сколько в том, нужен ли он вообще? Конечно, и в общественном, и в экономическом бытовании медиа есть своя специфика, но так ли она велика, чтобы пытаться регулировать все аспекты деятельности всех СМИ в одном законе, как бы отделяя прессу и от остального общества, и от остального бизнеса. Нужно ли специальное описание «владельца» именно СМИ? Нужно ли по-прежнему регистрировать медиакомпанию дважды: не только как юр.лицо с определенной формой собственности, но и как средство массовой информации? Правильно ли отдельно описывать именно в этом законе права журналистов на доступ к информации, когда эти права являются лишь частным случаем права граждан на информацию и должны трактоваться в отдельном законе о свободе доступа к информации? Правильно ли в общем законе о СМИ пытаться регулировать использование эфирных частот, т.е. общественного ресурса, в то время как этот вопрос, исходя из мирового опыта, принято подробно прописывать в отдельном законе о вещании?

Не разумнее ли было бы, в вопросах свободы слова довериться Конституции и международным договорам, ратифицированным Россией, где-то принять подробные специальные законы, вроде упомянутых выше, где-то – ввести отдельные нормы, касающиеся СМИ, в иное законодательство, скажем, налоговое, авторско-правовое, гражданское, а, скажем, отношения владельцев, управляющих и журналистов не затрагивать в законе вообще, предоставив саморегулированию и усмотрению рынка?

Повторюсь: да, этот законопроект в целом более современен, чем ныне действующий и решает какие-то назревшие задачи. Но делает он это скорее методом «затыкания дыр», точнее, с позиций конкретных интересов конкретного медиасообщества, сложившегося сегодня, а не на основе стратегического видения роли СМИ в построении в России демократического рыночного общества.

Алексей Панкин
The Moscow Times, 20.05.03 

Читайте также

все новости