Назад

Логика оптимизма

«В 1994 году я впервые выступал по приглашению Американской торговой палаты в России (American Chamber of Commerce in Russia). В зале находился примерно десяток наиболее стойких инвесторов в российскую экономику. Никому тогда и в голову не могло придти, что мы когда-нибудь будем обсуждать вопрос об иностранных инвестициях в российские средства массовой информации. Медиа в этой стране в отличие от других секторов очень долго не развивались как бизнес», - сказал на прошлой неделе Борис Йордан, генеральный директор «Газпром-Медиа», известный американский финансист, выступая перед несколькими десятками представителей компаний, приглашенных АТПР.

«Как видите, работая в России, я поседел, но все равно здесь работать легче, чем в Норвегии. Мой коллега вообще лишился всех своих волос, конкурируя на газетном рынке во втором по величине городе нашей страны», - сказал Рейдар Карлсен, руководитель работающего в России подразделения норвежской медиакомпании А-Pressen. Он выступал в конце ноября в Москве на встрече российских издателей с членами правления Всемирной газетной ассоциации (WAN), главного международного объединения газетных издателей. А-Pressen – один из ведущих на сегодняшний день западных инвесторов на российском медиарынке (они построили здесь несколько газетных типографий, купили акции ряда региональных газет, а также 25% акций «Комсомольской правды» и «Советского спорта»).

Что начинает привлекать иностранцев в Россию? Прежде всего, бурный рост рекламного рынка (в последние годы он растет на 40-50% ежегодно, достигнет, как ожидается, 2,5 миллиардов долларов в этом году и может приблизиться к 4 миллиардам в 2004г.) на фоне стабильного общеэкономического роста. На Западе, напротив, в медиаиндустрии наблюдается спад. Йордан даже отметил, что в последние полгода русские медиаспециалисты, устроившиеся в ведущих западных компаниях, стали проявлять готовность вернуться на родину. Такое вливание квалифицированных кадров, понимающих местные условия, способно дать дополнительный толчок развитию российской медиаиндустрии.

Что составляет главную проблему в развитии российских СМИ? Прежде всего, то, что здесь по-прежнему доминируют нерыночные факторы. Одним из ведущих игроков на медиарынке остается государство. Две государственные телекомпании, получающие госпомощь, Первый канал и РТР, контролируют до 70% рынка телевизионной рекламы, оставляя на долю остальной тысячи компаний лишь 30% (20% из которых, по словам Йордана, приходится на НТВ). Недобросовестная конкуренция со стороны субсидируемых государством и политизированным местным бизнесом изданий, по словам Карлсена, заставляет региональные газеты, в которые вложилась А-Pressen, держать искуственно низкие цены и пока работать в убыток. А Юрий Пургин, руководитель ИД «Алтапресс» (Барнаул), один из самых успешных российских независимых издателей, привел на семинаре WAN следующую статистику: 500 тыс. рублей налогов, которые его компания платит в местный бюджет, равны сумме дотаций, которую из местного же бюджета получает его конкурент, государственная газета.

Конечно, такая политика государства на медиарынке нелогична и нерациональна. Она обременительна для государственного кармана и не позволяет нормально развиваться независимой прессе; недоверие населения к гос.прессе распространяется и на СМИ в целом (по словам Карлсена, пройдет немало времени, прежде чем поддерживаемые A-Pressen региональные газеты преодолеют это недоверие). Государство сделало немало заявлений относительно ухода с медиарынков, но конкретных шагов в этом направлении пока мало.

Вспомним, однако, с чего начал свое выступление Борис Йордан. Будем надеяться, что тот факт, что две серьезные международные организации - с разницей всего в две недели - обратились к теме инвестиций в русскую прессу, это не просто совпадение, но и предзнаменование.

Алексей Панкин
The Moscow Times, 10.12.02

Читайте также

все новости