«В 1994 году я впервые выступал по приглашению Американской торговой
палаты в России (American Chamber of Commerce in Russia). В зале находился
примерно десяток наиболее стойких инвесторов в российскую экономику. Никому
тогда и в голову не могло придти, что мы когда-нибудь будем обсуждать вопрос об
иностранных инвестициях в российские средства массовой информации. Медиа в этой
стране в отличие от других секторов очень долго не развивались как бизнес», -
сказал на прошлой неделе Борис Йордан, генеральный директор «Газпром-Медиа»,
известный американский финансист, выступая перед несколькими десятками
представителей компаний, приглашенных АТПР.
«Как видите, работая в России, я поседел, но все
равно здесь работать легче, чем в Норвегии. Мой коллега вообще лишился всех
своих волос, конкурируя на газетном рынке во втором по величине городе нашей
страны», - сказал Рейдар Карлсен, руководитель работающего в России
подразделения норвежской медиакомпании А-Pressen. Он выступал в конце ноября в
Москве на встрече российских издателей с членами правления Всемирной газетной
ассоциации (WAN), главного международного объединения газетных издателей.
А-Pressen – один из ведущих на сегодняшний день западных инвесторов на
российском медиарынке (они построили здесь несколько газетных типографий, купили
акции ряда региональных газет, а также 25% акций «Комсомольской правды» и
«Советского спорта»).
Что начинает привлекать иностранцев в Россию? Прежде всего, бурный рост
рекламного рынка (в последние годы он растет на 40-50% ежегодно, достигнет, как
ожидается, 2,5 миллиардов долларов в этом году и может приблизиться к 4
миллиардам в 2004г.) на фоне стабильного общеэкономического роста. На Западе,
напротив, в медиаиндустрии наблюдается спад. Йордан даже отметил, что в
последние полгода русские медиаспециалисты, устроившиеся в ведущих западных
компаниях, стали проявлять готовность вернуться на родину. Такое вливание
квалифицированных кадров, понимающих местные условия, способно дать
дополнительный толчок развитию российской медиаиндустрии.
Что составляет главную проблему в развитии российских СМИ? Прежде всего,
то, что здесь по-прежнему доминируют нерыночные факторы. Одним из ведущих
игроков на медиарынке остается государство. Две государственные телекомпании,
получающие госпомощь, Первый канал и РТР, контролируют до 70% рынка
телевизионной рекламы, оставляя на долю остальной тысячи компаний лишь 30% (20%
из которых, по словам Йордана, приходится на НТВ). Недобросовестная конкуренция
со стороны субсидируемых государством и политизированным местным бизнесом
изданий, по словам Карлсена, заставляет региональные газеты, в которые вложилась
А-Pressen, держать искуственно низкие цены и пока работать в убыток. А Юрий
Пургин, руководитель ИД «Алтапресс» (Барнаул), один из самых успешных российских
независимых издателей, привел на семинаре WAN следующую статистику: 500 тыс.
рублей налогов, которые его компания платит в местный бюджет, равны сумме
дотаций, которую из местного же бюджета получает его конкурент, государственная
газета.
Конечно, такая политика государства на медиарынке нелогична и
нерациональна. Она обременительна для государственного кармана и не позволяет
нормально развиваться независимой прессе; недоверие населения к гос.прессе
распространяется и на СМИ в целом (по словам Карлсена, пройдет немало времени,
прежде чем поддерживаемые A-Pressen региональные газеты преодолеют это
недоверие). Государство сделало немало заявлений относительно ухода с
медиарынков, но конкретных шагов в этом направлении пока мало.
Вспомним, однако, с чего начал свое выступление Борис Йордан. Будем
надеяться, что тот факт, что две серьезные международные организации - с
разницей всего в две недели - обратились к теме инвестиций в русскую прессу, это
не просто совпадение, но и предзнаменование.
Алексей
Панкин
The Moscow Times, 10.12.02