Сегодня вечером, в канун Старого Нового Года, русские люди опять накроют
столы, рассядутся перед телевизорами и под звон бокалов в честь окончательного
окончания новогодне-рождественского праздничного сезона наверняка в очередной
раз дружно вспомнят старый анекдот еще советских времен: «Включает человек
телевизор – там выступление Брежнева; переключает на вторую программу – там
выступление Брежнева; переключает на третью – и там выступление Брежнева;
переключает на четвертую – на экране возникает здоровый мужик, грозит кулаком и
говорит: «Я те покручу!»
В минувшие дни этот анекдот обрел новую популярность в связи, правда, не
с политикой, а с шоу-бизнесом.
В течение предновогодних недель конкурирующие между собой за зрителя
«большие», «средние» и «малые» телеканалы и сети наращивали «саспенс» по поводу
своих новогодних шоу. А обсуждение и сравнение праздничных программ – одна из
любимых тем посленовогодних разговоров граждан независимо от уровня образования
и политических убеждений. Вот и вспоминали мои знакомые: включаешь «Первый
канал» – там Алла Пугачева, Филипп Киркоров и Кристина Орбакайте; переключаешься
на «Россию» – и там Алла Пугачева, Филипп Киркоров и Кристина Орбакайте… А
поскольку каналов сегодняшним россиянам доступно уже не четыре, как раньше, а с
десяток, то и анекдот этот можно рассказывать очень долго. В общем, все
праздники с утра до вечера на всех каналах (за достойным исключением
REN-ТV) в разных сочетаниях и в разных шоу нас разлекали пара десятков одних и
тех же персонажей.
Отношения телевидения и шоу-бизнеса похожи на отношения телевидения с
экспертным сообществом. Вспомните хотя бы политические ток-шоу и
субботне-воскресные аналитические программы последних месяцев. На разных
каналах, порой в одно и то же время (поскольку многие политические программы
идут в записи), можно было встретить более или менее стабильный набор одних и
тех же «привлеченных» комментаторов: Глеб Павловский, Сергей Марков, Вячеслав
Никонов, Игорь Бунин, Георгий Сатаров…и еще пяток имен.
Почему столь однообразно экспертное меню? Едва ли это объясняется тем,
что единообразие навязывается «сверху»: ведь идеологический спектр даже
упомянутых аналитиков вполне широк. Отчасти, видимо, дело в том, что признанное
экспертное сообщество, из которого черпают гостей-комментаторов телевизионщики,
это достаточно узкий круг. «Позавтракали у Павловского (клуб «Гражданские
дебаты»), встретимся теперь за обедом у Марка Урнова (клуб «Открытый форум»), а
там и поужинаем вместе у Марата Гельмана (Экспертный клуб «Первого канала»)», -
шутят ветераны экспертного движения, регулярно встречаясь в более или менее
постоянном составе на разных экспертных площадках. Из чего не следует, что ими
круг экспертов исчерпывается: зайдите на созданный тем же Глебом Павловским
экспертный сайт www.kreml.org и вы обнаружите там целую россыпь ярких
аналитиков, увы, невостребованных СМИ.
Похоже, что к аналитическому вещанию телевизионщики относятся примерно с
теми же критериями, что и к развлекательному, а именно делая ставку на «звезд».
Такой подход гарантирует, что программа ваша пройдет «на уровне», при этом
избавляя редакторов от «лишних» интеллектуальных усилий, связанных с поисками
новых людей и новых идей. Это нормально, если относиться к зрителю как к
потребителю, но это неправильно, если считать его гражданином. Последний
заслуживает более разнообразной пищи для ума, чем могут дать ему всего несколько
даже самых гениальных политических аналитиков.
Луч надежды на лучшее я вижу в том, что в последние месяцы однообразие и
политических, и развлекательных шоу дошло до абсурда. Получая одинаковое
содержание на разных, вроде бы конкурирующих каналах, зритель просто перестает
их различать и вспоминает старые анекдоты. Аудитория утрачивает лояльность к
«своему каналу, а это – основа конкурентоспособности. Выход из этой ситуации –
более четкое выстраивание имиджа, что означает поиск способов развлекать и
просвещать зрителя по-разному.
Того же требует и дух времени, ибо мы вступили не просто в новый, но в
новый политический год.
Алексей Панкин