Чем отличается сезон отпусков от избирательного сезона? Летнее время для
журналистов - период наивысшего творческого подъема. Событий происходит так
мало, что приходится по-настоящему шевелить мозгами, напрягать воображение,
чтобы заполнять страницы. Избирательный сезон, напротив, время расслабления.
Событий происходит много, но все настолько похоже на выборы 1993, 1995-96, 1999,
что и думать нет нужды – достаточно просто рыться по архивам.
Вот, например, «Новая газета» сообщила 28 августа: во время форума
«Выборы-2003» Валентин Купцов, второй человек в КПРФ, пожаловался, что его
партию телевидение замалчивает. Мониторинг телеэфира в прайм-тайм Первого
канала, РТР, НТВ и ТВЦ за июль показал, что коммунистам перечисленные каналы
совокупно уделили 6 минут 50 секунд своего внимания, а «единороссам» — в семь
раз больше: 46 минут и 2 секунды. Таким жалобам – уже лет 10.
Читатель, возьми мою статью в «Москоу таймс» от 18 февраля с.г., где я
уже не в первый раз статистически обосновываю тезис «кто контролирует
телевидение – проигрывает выборы». Да-да, чем больше и лучше говорят о партиях и
кандидатах по телевидению, тем хуже для них складываются выборы. Вот вам еще
пример, в ту статью не попавший, но опубликованный ранее в «Новой газете». В
1995 г. «Наш дом Россия» (блок премьера Черномырдина) получила 30,4%
эфирного времени на ОРТ, а "Демвыбор Росссии" (партия Егора Гайдара)
-25,9%. Вы еще помните, что у нас были такие партии? А вот КПРФ с ее 15,2%
тогдашнего эфирного времени до сих пор остается крупнейшей фракцией в Думе.
Мне кажется, наши политические стратеги не учитывают двух ведущих
факторов, определяющих политическое поведение россиян. А именно: анархизм, т.е.
действия по принципу «узнай, чего хочет начальство и сделай наоборот», и
сочувствие к обиженным. Главная же роль ТВ на выборах вот в чем: оно дает
вам понять, чего хочет начальство, выступая при этом обидчиком тех, кого
начальство не хочет.
Некоторые модификации этого принципа возможны в тех случаях, когда
истеблишмент расколот и ведет междуусобные информационные войны. Ну, например,
все помнят отвратительную пропагандистскую кампанию, которую в 1999 г. ОРТ и РТР
вели против лужковской партии «Отечество – Вся Россия», обвиняя ее во всех
смертных грехах, в том числе в воровстве и коррупции. По логике вещей, это
должно было обеспечить ОВР абсолютное большинство в Думе. Увы, два других
федеральных канала, НТВ и ТВЦ, Лужкова поддерживали, а любимую ОРТ и РТР партию
«Единство», напротив, ругали и высмеивали. Простой человек в такой ситуации
совершенно запутывается: кто есть то начальство, против которого надо
голосовать? Более того, ведь как рассуждает искушенный в отечественных нравах
рядовой россиянин: раз поддерживают, значит за это заплачено; раз заплачено,
значит, есть деньги; раз есть деньги – значит, воруют. Иными словами, факт
телеподдержки Лужкова воспринимался как косвенное подтверждение справедливости
упреков со стороны его противников. Помню собственный совет Лужкову со страниц
«Российской газеты» недели за три до дня выборов: вывести из строя передатчики
НТВ.
На этих выборах ситуация опять упростилась: информационных войн не
ожидается. «Единая Россия» настолько доминирует и на телевидении, и в газетах,
что ни у кого не остается сомнений в том, что они и есть то самое начальство. С
коммунистами сложнее: их замалчивают, но не ругают. Поэтому я бы посоветовал
политтехнологам КПРФ срочно провести клеветническую пиар кампанию против
собственной партии. В целях экономии средств можно воспользоваться готовыми и
проверенными антикоммунистическими роликами периода президентской избирательной
кампании 1996. Тогда они дали коммунистам 40% голосов против обычных 20 с
небольшим.
Алексей
Панкин
The Moscow Times, 02.09.03