Назад

Интернетчик, телевизионщик, газетчик – в чем разница

В конце октября прошла Российская неделя интернета RIW-2010, организованная Российской ассоциацией электронных коммуникаций (РАЭК). В Экспоцентре в московском Сити можно было представить, какой будет Россия модернизированная. Все заседания транслировались он-лайн, выступления тут же комментировались в Твиттере, докладчики ухитрялись твитить в ответ, не переставая говорить.

Святой - покровитель Интернета в России – президент Дмитрий Медведев. Он не только активно блогирует сам, но и понуждает к этому других должностных лиц. На круглом столе, посвященном Интернету и развитию демократии, возник острый спор, правильно ли поступил губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин, опубликовав в своем блоге фото салата с червяком с приема в Кремле. В развернувшейся полемике Алексей Чадаев, представленный как «руководитель идеологического направления партии «Единая Россия», один раз употребил сочетание «писают и какают» и три раза слово «жопа». «Жопа стала самой комментируемой темой в Твиттере», - подвел итоги оффлайново-онлайновой дискуссии ведущий. С тех пор червяк и жопа сделались для меня символами демократии в Интернете.

Святой патрон телевизионщиков – бесспорно, Владимир Путин. На экране он смотрится эффектнее, чем его начальник, президент. К тому же телевидение – это своего рода медийная нефтянка. В кризисе или на подъеме находится экономика, на его долю приходится самая большая доля доходов. Конгресс Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ) прошел на прошлой неделе в ВВЦ, выдающемся памятнике разных эпох советской архитектуры, в новые времена пополнившемся несколькими новыми павильонами.

Вещатели озабочены: до 2015 года эфирному телевидению предстоит перейти на цифровое вещание. Новых частот не хватает на всех, кто хотел бы их получить, и распределяются они решениями президента и премьера. То есть, примерно так же, как в 1990-е проводилась приватизация. Успокаивает, правда, что при нынешних быстрых темпах развития спутниковых и кабельных сетей, а также широкополосного доступа в Интернет, вещание в эфире скоро станет такой же архаикой, как, скажем, торговля сырой нефтью, а не электроэнергией.

А вот у выходцев из галактики Гуттенберга нет своего ангела-хранителя на политическом Олимпе. На свой традиционный форум «Издательский бизнес», организуемый Гильдией издателей периодической печати (ГИПП), они, тоже на прошлой неделе, собрались в уютном уголке старой Москвы в одном из новейших конференц-центров. Начиналось это мероприятие, как и все подобные в мире: издатели так активно опровергали слухи о скорой смерти газет и журналов, что казалось, они сами в них верят. Однако обмениваясь опытом относительно того, какие отличные перспективы для распространения их содержания открывает Интернет и особенно планшеты типа iPad, они успокаивались прямо по ходу работы. Тем более, что и полиграфия не стоит на месте: уже сегодня газеты и журналы умеют источать ароматы кофе и духов на радость читателю и рекламодателю, завтра станут рассказывать анекдоты человеческим голосом, а там, глядишь, научатся, повинуясь импульсам, исходящим из мозга читателя, превращаться в бумажные изделия, пригодные не только для чтения. Расходились издатели с верой в свое светлое будущее.

Я же после этой череды праздников новых коммуникаций стал мечтать о том, чтобы провести остаток жизни дома на диване с традиционной книгой в руках.

Алексей Панкин – главный редактор журнала «Стратегии и практика издательского бизнеса. WAN-IFRA-ГИПП Magazine»

Читайте также

все новости