Назад

Дина Гарипова как национальная идея, или Не нужен нам берег датчанский

«Всем известно, что ибанцы обожают иностранцев»

Голос России поручили западным консультантам. Те написали для него усредненно трогательную мелодию. Сочинили духоподъемный текст на тему «живи надеждой». При переводе на русский такие стихи превращаются в бессмысленный набор слов. Скромную молодую женщину бросили в крутую тусовку. И обильно приправили все это гламурно-ура-патриотической «андрей-малаховщиной» до и после. Получилось как в «Зияющих высотах» Александра Зиновьева. Чтобы понравиться иностранцам, ибанцы готовы отдать им последнюю рубашку. Если иностранцы рубашку не берут, ибанцы называют их «сволочи».

У меня нет снобистских предубеждений против «Евровидения». Это великолепный поп-фестиваль. Но для Голоса России вообще и Дины Гариповой в частности он мелок. И её наставник Александр Градский не раз повторял, что не хочет, чтобы она ехала на «Евровидение», а раз уж едет, так пусть хоть не выигрывает. Ибо в случает успеха потенциально замечательную певицу раскрутят до уровня звездной поп-финтифлюшки. Так что, будем считать, что, став пятой, г-жа Гарипова легко отделалась.

И ни слова больше о «Евровидении». Поговорим о национальной идее.

Не бывает государств без идеологии

Даже если в конституции страны, как у России, постулировано отсутствие официальной идеологии, идеология, то есть некая система норм, ценностей и т.п., объясняющих, оправдывающих и направляющих жизнедеятельность общества и государства, есть всегда.

Самым ярким идеологическим документом новой России до сих остается вышедшая в 1992 году книга Михаила Ходорковского и Леонида Невзлина «Человек с рублем». «Заработай – и у тебя будет всё. Не можешь заработать – ты никто», - таков двух словах смысл этого объемного труда. «Заработай» в конкретных условиях России того времени было синонимом «своруй» и «обмани».

Другим ярким идеологическим манифестом эпохи стало шоу «Слабое звено» на Первом канале (2001 - 2005 годы). Помните, это когда симпатичную молодую женщину Марию Киселёву, чемпионку по фигурному плаванию, загримировали под стерву и заставили гнусавым голосом выгонять из игры неудачников, определённых их собственными командами. А «слабые звенья» потом в кулуарах на камеры самозабвенно поливали грязью своих недавних товарищей.

«Своруй и обмани!» и «Падающего толкни!» - это и были краеугольные камни нашей национальной идеи, хотя, понятное дело, ни в одном официальном документе это не кодифицировано.

Шоу «Голос» как национальная идея нового времени

И вот в конце прошлого года Первый канал предложил обществу иную систему ценностей. И она оказалась востребованной.

Вот некоторые показатели этой востребованности. Финал «Голоса» смотрело более 50% телезрителей, собравшихся у экранов в тот вечер. Уникальный показатель при том разнообразии каналов, которые в России наличествуют. 1 700 тысяч зрителей приняли участие в голосовании, по итогам которого определился победитель. Тоже беспрецедентно.

Из личных наблюдений. По мере приближения к финалу по пятницам (день выхода программы) в нашем районе стали раньше закрываться небольшие частные магазинчики. Продавцы стремились усесться у экранов уже не обремененные вечерними заботами. «Голос» обсуждали коллеги на работе и взрослые дети с пожилыми родителями. И даже подростки, обычно демонстрирующие, пренебрежение к вкусам родителей, говорят, время от времени снисходили до участия в семейных просмотрах.

Слагаемые национальной идеи

Что же оказалось таким востребованным? Попробуем разобраться.

Новые лица. Не нуждается в пояснениях, если вы регулярно смотрите развлекательные телепередачи по главным каналам страны.

Качество и профессионализм. Никому дотоле неизвестные исполнители со всей России красиво пели хорошие песни.

Честная игра. И конкурсанты, и зрители поверили, что соревнование идет по «гамбургскому счету». Пропуск в следующий тур дает не блат, не закулисные махинации, а лишь талант и, конечно, везение, необходимое в играх.

Доброжелательность и солидарность. Вердикты наставников и зрителей соперники выслушивали, держась за руки, а потом душевно поздравляли или сочувствовали друг другу. Наставники искренне страдали от необходимости делать выбор между хорошим и лучшим. Победы были заслуженными, а поражения - не унизительными.

А все вместе – модель достижения успеха в здоровом развивающемся обществе.

Далее.

Авторитеты. Можно не ценить те или иные музыкальные направления, которые представляют наставники Александр Градский, Леонид Агутин, Пелагея и Дима Билан, можно не быть поклонниками творчества каждого из них конкретно. Но нельзя не признать, что в своём деле они первые или в числе первых. Авторитеты, заслуживающие уважения и доверия.

Лидерство. Бесспорно, высочайшую профессиональную и нравственную планку конкурсу задал Александр Градский, рокер с оперным голосом, музыкант величайшей культуры и личность с неукротимым характером. Он не частый гость на телевидении, но в музыкальном мире величина настолько бесспорная, что любая фальшь со стороны наставников была бы просто немыслимой. А это само по себе обеспечило жюри конкурса доверие (самый дефицитный ресурс в нашем многократно обманутом и обворованном обществе) и со стороны участников, и со стороны зрителей.

Наша русская мягкая силища

Идём дальше, в политику.

Интернационализм. За звание «Голоса России» на равных соревновались русские, украинцы, татары, узбеки, армяне, грузины и др., как граждане России, так и иностранцы. И это было нормально и естественно.

Символизм. Голосом России стала исполнительница из маленького далекого от Москвы города. И – вот символ из символов! – татарка, то есть представительница динамичного европейского секуляризованного мусульманского народа. Своим выбором россияне как будто послали какой-то важный позитивный сигнал исламскому миру, одной из причин смятения которого является комплекс неполноценности перед лицом мира западного.

А над всем этим царил Константин Львович Эрнст, ген.директор Первого канала, который уловил рыночный спрос именно на такого рода развлекательную продукцию и создал превосходное культурное, идеологическое и коммерчески успешное событие.

Короче говоря, тут вам, друзья мои, и национальная идея, выраженная не в идеологемах, а в правилах общежития, тут вам и «мягкая сила», о необходимости которой все время говорят наши правители и другие умные люди.

Эх, хочется добавить с учётом последовавшего «Евровидения», только бы корм оказался в коня.

Алексей Панкин, главный редактор «Стратегии и практика издательского бизнеса. WAN-IFRA-ГИПП Magazine»

Читайте также

все новости