Назад

Что в блогах здорово, то профессиональной журналистике смерть. ТВ Глухарев и Дымовский онлайн как герои нашего времени

Размещенный в начале ноября 2009 на YouTube ролик с рассказом о коррупции и неэффективности милиции как будто сдвинул с места лавину накопившегося недовольства населения правоохранительными органами: сотни тысяч просмотров, вал комментариев в оффлайновых СМИ и в онлайне. Уже в декабре «появился Указ Дмитрия Медведева о реформе МВД, последовали громкие генеральские отставки, и, наконец, был обнародован проект закона о полиции», - пишет «РР». Каковы будут результаты реформы, предсказать пока не берется никто.

А незадолго до появления рейтинга «РР», газета «Коммерсантъ» поведала о первых результатах нового телевизионного сезона. Наиболее яркий – беспрецедентная популярность третьей части сериала «Глухарь» на канале НТВ. День за днем его смотрят около трети всех российских телезрителей. Такой же популярностью пользовались и две предыдущие части, более того, повторы набирают не меньшую долю аудитории, чем оригинальный показ. НТВ вовсю эксплуатирует образ главного героя в других форматах, а каналы-конкуренты лихорадочно двигают по сетке собственные хиты, подготовленные для прайм-тайма, видя, что никаких шансов против «Глухаря» у них нет.

Главный герой культового сериала - майор милиции Сергей Глухарев, который занимается ровно тем, против чего восстал майор милиции Алексей Дымовский. Он берет взятки, избивает подозреваемых и даже организует убийства. При этом раскрывает преступления, рискует жизнью, выполняя служебный долг, защищает слабых. И к тому же обаятелен. Этакий коррумпированный Робин Гуд на гос.службе. Публика явно воспринимает его как положительного персонажа. «Если бы все милиционеры стали такими, как Глухарь, жилось бы гораздо легче», - сказала мне хозяйка небольшого кафе, не понаслышке знающая о милицейском произволе.

Два антипода, милиционер-бунтарь и харизматичный милиционер-конформист, превратились в героев нашего времени. Мне кажется, за этим парадоксом кроются две разные коммуникативные реальности.

Майор Глухарев – герой стареющей телевизионной аудитории. Сегодня основная ее часть – это люди, на лучшие годы жизни которых последовательно пришлись эйфория по поводу грядущей демократии и рынка горбачевских времен, жесточайшие стрессы и разочарования 90-х, и, наконец, относительное благополучие и долгожданная стабильность нулевых. Если вы хотите понять феномен популярности таких лидеров, как Лужков еще несколько лет назад или Путин или Лукашенко до сих пор, смотрите «Глухаря».

А вот молодежь с телевидения уходит. Ее естественная среда – интернет. А это совсем другой способ медиапотребления. Строго говоря, откровения Дымовского – детский лепет по сравнению с расследованиями в традиционной прессе последних 5-7 лет. Но именно появление видеоблога, который можно было сразу комментировать, рассылать, дополнять, стимулировало общественное движение и сформулировало важный пункт повестки дня для руководства страны. При этом никому особенно даже не пришлось на улицы выходить и штаб-квартиры создавать. А то, что Дымовский, как следует из его последующих видеоинтервенций («Давид Аронович Мендель»- именует он президента России), есть личность нерукопожатая, и ссылаться на него, скорее всего, побрезговали бы профессиональные журналисты-расследователи, действительно не имеет ровным счетом никакого значения.

У «телеаудитории» и «цифровых туземцев» очень непростые отношения. Последние – теоретически, суть движущая сила общественной модернизации. У первых за плечами не только травма 1990-х, но и понимание, что модернизация, сиречь новые технологии, стремительно превращают их пусть и не в пушечное мясо или дешевую рабочую силу, как при Петре I и Сталине, а просто в ненужных людей. При этом их больше, и в течение еще достаточно длительного периода времени на любых свободных выборах они посылали бы во власть Глухаревых.

ТВ Глухарев vs. Дымовский онлайн – вот символ одного из новых классовых различий в современном российском обществе.

Алексей Панкин, главный редактор журнала «Стратегии и практика издательского бизнеса. WAN-IFRA-ГИПП Magazine»

Читайте также

все новости