Смена руководства «Газпром-Медиа» и принадлежащей ему телекомпании НТВ
продолжает будоражить медийное сообщество. Оплакивание Бориса Йордана сменилось
дружными издевательствами по поводу назначения на пост главы НТВ никому не
известного в телевизионном мире Николая Сенкевича. Неприятие этой кандидатуры
настолько всеобще, что, в соответствии с выбранным мной жизненным амплуа
«адвоката дьявола», попытаюсь с позиций презумпции невиновности разобраться в
логике тех, кто принимает кадровые решения в «Газпром-Медиа».
Начнем с того, что одновременно с Сенкевичем на пост первого заместителя
гендиректора холдинга был назначен Дмитрий Бирюков, руководитель ИД «Семь дней»,
входящего в «Газпром-Медиа». Это один из лучших отечественных медиаменеджеров,
который поставил успешный издательский бизнес, принесший в прошлом году, по его
словам, доход в 50 млн. долл., человек жесткий и несентиментальный. Сам факт его
нового карьерного взлета свидетельствует о том, что руководители «Газпром-Медиа»
не совсем уж идиоты, не ведающие, что творят.
Что же касается собственно НТВ, то, думаю, мы гораздо лучше поймем
ситуацию, если вопрос: «почему Сенкевич?», переформулируем как: «почему человек
со стороны?» Ответить же на него нам поможет ни кто иной, как Борис Йордан.
Выступая в начале декабря перед Американской торговой палатой в Москве, он
сказал следующее: «Я совершил то, что умею делать лучше всего, -
переструктурировал компанию. Теперь надо развивать ее дальше. И я вижу, что мне
не хватает людей, способных к такой работе. И это одна из моих главных проблем.
Мы будем активно рекрутировать медиаспециалистов за рубежом»
Кадровый кризис высшего управленческого звена на телевидении – вот как
называется проблема, с которой столкнулись и Йордан, и Дыбаль. Структура спроса
серьезно меняется, а как удовлетворить его никто пока толком не знает.
Йордан стал чуть ли не первым, кто принялся развивать общенациональное
телевидение с точки зрения бизнес-логики. Основная обойма нашего «традиционного»
ТВ-менеджмента вышла из категории «творцов», креаторов, дорвавшихся до больших
денег. Их финансировали отнюдь не по критерию «затраты-результат», и свою
деятельность они строили исходя из примерно такой логики: «Освоить бюджет ради
удовлетворения творческих амбиции». Достаточно посмотреть на то, как постоянно
лихорадит оказавшийся в жестких финансовых условиях топ-менеджмент того же ТВС,
вышедший с дойордановского НТВ, где не было принято считать деньги. А ведь
большинство громких имен, репутаций происходят именно из этого, дорыночного,
мира. Рыночно же ориентированные медиаменеджеры были не востребованы, находились
в тени, выпадали из обоймы, - да и существовали ли они вообще? И сейчас-то их
катастрофически мало для того, чтобы обслуживать растущие и усложняющиеся
потребности современного медиабизнеса, причем не только телевизионного.
Назначение на высокий телевизионный пост еще одного человека не из мира
ТВ (как и Бориса Йордана, и Альфреда Коха до того), возможно, есть признак того,
что слава, завоеванная в том, дойордановском телевидении, является “черной
меткой” в новом мире. Смена поколений, проще говоря.
Что же касается самого Сенкевича, то он вполне может оказаться и
случайной, проходной фигурой, а может стать хорошим гендиректором. В переходные
периоды возможны самые невероятные варианты.
Алексей Панкин
The Moscow Times, 04.02.03