Назад

Былые заслуги как «черная метка»

Смена руководства «Газпром-Медиа» и принадлежащей ему телекомпании НТВ продолжает будоражить медийное сообщество. Оплакивание Бориса Йордана сменилось дружными издевательствами по поводу назначения на пост главы НТВ никому не известного в телевизионном мире Николая Сенкевича. Неприятие этой кандидатуры настолько всеобще, что, в соответствии с выбранным мной жизненным амплуа «адвоката дьявола», попытаюсь с позиций презумпции невиновности разобраться в логике тех, кто принимает кадровые решения в «Газпром-Медиа».

Начнем с того, что одновременно с Сенкевичем на пост первого заместителя гендиректора холдинга был назначен Дмитрий Бирюков, руководитель ИД «Семь дней», входящего в «Газпром-Медиа». Это один из лучших отечественных медиаменеджеров, который поставил успешный издательский бизнес, принесший в прошлом году, по его словам, доход в 50 млн. долл., человек жесткий и несентиментальный. Сам факт его нового карьерного взлета свидетельствует о том, что руководители «Газпром-Медиа» не совсем уж идиоты, не ведающие, что творят.

Что же касается собственно НТВ, то, думаю, мы гораздо лучше поймем ситуацию, если вопрос: «почему Сенкевич?», переформулируем как: «почему человек со стороны?» Ответить же на него нам поможет ни кто иной, как Борис Йордан. Выступая в начале декабря перед Американской торговой палатой в Москве, он сказал следующее: «Я совершил то, что умею делать лучше всего, - переструктурировал компанию. Теперь надо развивать ее дальше. И я вижу, что мне не хватает людей, способных к такой работе. И это одна из моих главных проблем. Мы будем активно рекрутировать медиаспециалистов за рубежом»

Кадровый кризис высшего управленческого звена на телевидении – вот как называется проблема, с которой столкнулись и Йордан, и Дыбаль. Структура спроса серьезно меняется, а как удовлетворить его никто пока толком не знает.

Йордан стал чуть ли не первым, кто принялся развивать общенациональное телевидение с точки зрения бизнес-логики. Основная обойма нашего «традиционного» ТВ-менеджмента вышла из категории «творцов», креаторов, дорвавшихся до больших денег. Их финансировали отнюдь не по критерию «затраты-результат», и свою деятельность они строили исходя из примерно такой логики: «Освоить бюджет ради удовлетворения творческих амбиции». Достаточно посмотреть на то, как постоянно лихорадит оказавшийся в жестких финансовых условиях топ-менеджмент того же ТВС, вышедший с дойордановского НТВ, где не было принято считать деньги. А ведь большинство громких имен, репутаций происходят именно из этого, дорыночного, мира. Рыночно же ориентированные медиаменеджеры были не востребованы, находились в тени, выпадали из обоймы, - да и существовали ли они вообще? И сейчас-то их катастрофически мало для того, чтобы обслуживать растущие и усложняющиеся потребности современного медиабизнеса, причем не только телевизионного.

Назначение на высокий телевизионный пост еще одного человека не из мира ТВ (как и Бориса Йордана, и Альфреда Коха до того), возможно, есть признак того, что слава, завоеванная в том, дойордановском телевидении, является “черной меткой” в новом мире. Смена поколений, проще говоря.

Что же касается самого Сенкевича, то он вполне может оказаться и случайной, проходной фигурой, а может стать хорошим гендиректором. В переходные периоды возможны самые невероятные варианты.

Алексей Панкин
The Moscow Times, 04.02.03

Читайте также

все новости