Назад

Хищники, питающиеся прессой

Оказался в нем и премьер-министр России Владимир Путин. Обоснование выбора уважаемой организации звучит как представление к награде: «Сильное лидерство во всех сферах общественной жизни стало для него руководящим принципом в деле возрождения сильного государства после долгих лет хаоса и утраты авторитета власти при Борисе Ельцине. Досталось и прессе. …Общенациональное телевидение теперь звучит на один голос».

Я уверен, что люди, писавшие эти строки, находились под впечатлением вышедшей сравнительно недавно откровенной книги «Не благодаря, а вопреки» Евгения Адамова, бывшего министра атомной энергетики. Вот как он описывает реакцию банкира и основателя НТВ Владимира Гусинского на свой отказ помочь ему решить проблемы «Мост-банка» за счет предприятий атомной отрасли после дефолта августа 1998 года:

«Ты думаешь, что долго здесь будешь находиться? Да теперь же тебя увезет отсюда ФСБ… До вечера не досидишь… Ты у меня узнаешь, что такое СМИ!». Цена вопроса, по словам бывшего министра, составляла 100 миллионов долларов. «Нелогичность в подключении СМИ, если уж меня все равно, да еще и немедленно, увезет в неизвестном направлении ФСБ, в голову моему визави не приходила. Зато мне воочию показала, кем ощущают себя в новое время так называемые олигархи», - продолжает Адамов и далее подробно рассказывает о развернутой против него информационной войне.

Здесь описана типичная бизнес-модель информационного шантажа и рэкета, по которой существовали многие российские СМИ в эпоху Бориса Ельцина, столь уничижительно охарактеризованную «Репортерами без границ».

Мне кажется, что охота Путина на НТВ, равно как и установление контроля над ОРТ, была направлены не столько против свободы прессы, сиречь журналистов этих станций, сколько против их хозяев, Владимира Гусинского и Бориса Березовского, т.е. преследовала цель восстановления элементарной управляемости государства. И в этом вопросе у меня никаких разногласий с авторами списка не возникает.

Соглашусь я с «Репортерами без границ» и в том, что период, когда «все телеканалы говорят одним голосом», несколько затянулся. Разрушив несовместимую со свободой прессы систему олигархического телевидения, Путин не сумел, а скорее не решился заменить ее системой независимой. Но, видимо, у каждого руководителя есть своя миссия и свой ресурс. Следующий шаг в движении в сторону создания в России условий для укрепления независимой прессы предстоит сделать президенту Медведеву. Ему будет проще, хотя бы потому, что часть задачи реформирования медиа решилась сама: за минувшее десятилетие благодаря быстрым темпам проникновения Интернета радикальным образом изменилась коммуникационная среда. В этих условиях контроль над традиционными СМИ представляет куда меньшую ценность чем раньше, что благоприятствует экспериментам со свободой.

А мы будем следить за успехами Медведева по спискам хищников «Репортеров без границ», надеясь, что они и в будущем проявят такое же глубокое понимание проблем наших руководителей, какое проявили в этом году.

Алексей Панкин – главный редактор журнала «Стратегии и практика издательского бизнеса. WAN-IFRA-ГИПП Magazine»

Читайте также

все новости