Назад

Демократический запрос на авторитарные решения. От либерализма к государственному регулированию медиа

Сначала зашел в раздел видеоблога президента Медведева, посвященный СМИ. Начиная с конца января прошлого года в нем около 400 записей. Главная тема комментариев: современные СМИ, и, прежде всего, телевидение, развращают и отупляют общество. И чуть ли не в каждом посте – требование ужесточения государственного регулирования медиа, введения нравственной цензуры. (На форуме это импрессионистическое наблюдение не раз подтверждалось строгой социологией: кажется, зрителей в телевидении раздражает все – от односторонней политической пропаганды до рекламы, насилия, избытка катастроф в новостях, демонстрации дурных образцов поведения, эротизации и т.п.).

Из блога Медведева я перешел на сайт РИА Новости. Сегодня это качественный государственный мультимедийный ресурс, где вы найдете и серьезную и совсем не раболепную аналитику по самым актуальным вопросам современности, и достаточно плюралистичный набор колумнистов, и переводы из иностранной прессы, и остроумные карикатуры, в том числе и на лидеров государства. В общем, нечто близкое к тому, о чем мечтают корреспонденты Медведева и респонденты общенациональных опросов. Какие же сюжеты я обнаружил в списке «самого читаемого» его аудиторией? Все те же подробности личной жизни олигархов, похождения светских львов и львиц, скандалы и катастрофы. Хотя в общем объеме продукции агентства все это занимает ничтожную долю.

Вот нехитрый вывод, который напрашивается из сравнения пожеланий россиян и реальных медиапредпочтений: люди рассуждают как граждане, а ведут себя как обыватели. И, как будто чувствуя собственную раздвоенность, требуют от президента: своими силами мы не способны создать рыночный спрос на массовые качественные СМИ, так обеспечьте нам их в принудительном порядке.

Как бы то ни было, перед президентом, к которому обращены все эти требования, стоит великолепный выбор между хорошим и лучшим. Современное российское ТВ, как бы его ни критиковали, играет огромную социально-терапевтическую роль. Повальное увлечение мексиканскими и бразильскими телесериалами в начале 1990-х – это чуть ли не единственное, что удержало людей от бунтов во времена «шоковой терапии». Будь моя воля, я бы воздвиг на Красной площади рядом с памятником спасителям Отечества Минину и Пожарскому монумент рабыне Изауре. И сейчас мы имеем великое ТВ, направленное на обывателя и поддержание статус-кво. И если оставить все как есть, люди, конечно же, будут бурчать, но сильно на президента не обидятся.

А вот модернизация нуждается, прежде всего, в активных гражданах и требует мобилизационных усилий. А это совсем другая модель телевидения, действительно предполагающая содержательное регулирование: трансляцию иного, чем при развлекательном ТВ набора ценностей и образцов поведения, новых подходов к формированию общественного мнения, и, скорее всего, увеличения доли некоммерческого финансирования. Попросту говоря, это означает переход к западноевропейской модели вещания, где существует достаточно жесткое регулирование и коммерческого и некоммерческого вещания.

Но дело это хлопотное и действительно требующее политической воли на самом верху.

Алексей Панкин, главный редактор журнала «Стратегии и практика издательского бизнеса. IFRA-ГИПП Magazine».

Читайте также

все новости