Назад

ЮАР: да здравствует WhatsApp!

ЮАР: да здравствует WhatsApp!

WhatsApp – самое популярное приложение для общения в Южно-Африканской Республике: им пользуются 90% всех, у кого есть доступ к интернету, и оно более востребовано, чем Twitter, Instagram и даже Facebook. Неудивительно, что многие газеты решают использовать его как способ расширить охват.

В конце мая под эгидой Южно-Африканской программы медиаинноваций (SAMIP) состоялся вебинар, посвященный использованию WhatsApp для нужд издательских предприятий, где были презентованы три инновационных проекта.

  • Густав Прекелт, основатель компании Turn, представил сервис HealthAlert – информационную горячую линию на базе WhatsApp. В марте 2020 года министерство здравоохранения ЮАР запустило пилотную версию проекта, и сейчас сервисом пользуются ВОЗ и ряд национальных правительств, а количество пользователей по всему миру достигает 10 миллионов.

  • Пол МакНэлли (Volume) и Кейт Уилкинсон (Africa Check) рассказали, как через WhatsApp массово распространяют свой фактчекинговый подкаст What’s Crap («crap» – чушь, ерунда). Каждый эпизод состоит из пятиминутного голосового сообщения, которое рассылается почти 5000 пользователей приложения.

  • Саймон Эллисон и Кири Рупая из Mail & Guardian продемонстрировали свой экспериментальный издательский проект The Continent – новую еженедельную газету, выпускающую качественные репортажи со всех уголков Африки в легко читаемом и интерактивном формате для мобильных телефонов. Вдохновившись дизайном зимбабвийского сервиса 263Chat, создатели сделали The Continent похожим на высококачественное широкополосное издание, сверстанное и представленное в pdf-формате размером с половину почтовой открытки. Объем каждой статьи не превышает 250 слов.

Вот несколько интересных мыслей, прозвучавших во время обсуждения.

Получай то, за что платишь

Прекелт упомянул два основных варианта настройки приложения для бизнеса: WhatsApp SMD, бесплатная опция, которой могут воспользоваться только каналы с аудиторией до 5000 пользователей, и WhatsApp Business API – премиальная услуга по цене от $200 в месяц для потенциально неограниченного числа подписчиков. HealthAlert работает на этой премиальной системе.

What’s Crap, напротив, выбрали бесплатную опцию, и число их слушателей почти не выходит за пределы 5000. Каждого подписчика вручную заносят в тот или иной список рассылки (лимит для одного списка – 256 участников), и все они должны добавить номер аккаунта What’s Crap в свою адресную книгу, чтобы получать уведомления о новых выпусках.

Автоматизация не для всех

Важнейшее преимущество WhatsApp API, помимо неограниченного числа подписчиков, – автоматизация. Сервис HealthAlert использует ВОЗ, его аудитория насчитывает 10 миллионов. По оценке Прекелта, служба поддержки, работающая с такой аудиторией, состоит примерно из десяти человек. Но боты могут не все. «Если аудитория часто обращается к вам за помощью, потребуется хотя бы один человек-оператор на тысячу конечных пользователей», – сказал он.

С другой стороны, неавтоматизированный сервис требует дополнительной рабочей силы: Уилкинсон рассказала, что компании Africa Check пришлось нанять новых сотрудников техподдержки на время карантина. Каждый раз, когда выходит уведомление о новом эпизоде, оператор должен пролистать список рассылки и найти одинарную галочку, стандартный символ непрочитанного сообщения, а затем написать пользователю и напомнить, чтобы он добавил номер What’s Crap в свой список контактов.

Несмотря на то, что аудитория подкаста скоро превысит 5000 пользователей, создатели не спешат переходить на API: по словам Уилкинсон, кроме стоимости играет роль и то, что эта опция не позволяет рассылать голосовые сообщения, на которых строится весь проект.

В индивидуальном порядке

«WhatsApp – механизм коммуникации, ориентированный в первый очередь на индивидуальное общение, – сказал Прекелт. – Масштабная рассылка может быть расценена как спам, в то время как личные сообщения успешно проходят фильтрацию».

Индивидуальный подход – одна из причин, почему небольшая команда создателей The Continent выбрала рассылку вручную. Каждый выпуск отправляется подписчику индивидуально, по одному за раз. Пользователи также могут подписаться через электронную почту или загрузить выпуск с сайта mg.co.za/thecontinent, а Рупая рассылает свежие выпуски нескольким продвинутым подписчикам через Signal. Отчасти это делается для того, чтобы обойти чувствительные спам-фильтры приложения.

«Достаточно 0,01% заблокировавших вас подписчиков, чтобы сервис присвоил вам пометку «спам», – заметил Прекелт.

Но, кроме того, команда What’s Crap использует персональный подход и для развития самого подкаста. Пользователи могут прислать сомнительные сообщения и медиаконтент, циркулирующий в приложении, чтобы фактчекеры в Africa Check получили представление о том, какая дезинформация гуляет по частным зашифрованным каналам. «Многие рассматривают WhatsApp в первую очередь как канал дистрибуции, но мы не только рассылаем сообщения, но и получаем их», – подчеркнула Уилкинсон.

Тест на осведомленность

Оплачивая немалую стоимость API в WhatsApp, клиенты получают вдобавок детальную аналитику и информацию о пользователях, в то время как те, кто выбрал бесплатный вариант, вынуждены обходиться без этих преимуществ. К тому же приложение шифрует данные таким образом, что владельцы канала не могут ничего узнать о дальнейшей судьбе публикации после рассылки, например, сколько пользователей поделилось постом и с кем. Команда What’s Crap выходит из положения, собирая отзывы пользователей напрямую. Им отправляют сообщения с просьбой оценить последний эпизод с помощью простого набора эмодзи: палец вверх, палец вниз, сердечко и какашка. По словам Кейт, пальцев вверх и сердечек больше всего.

В The Continent воспользовались хитрым приемом и встроили механизм измерения вовлеченности в саму газету в виде теста на осведомленность, поместив его на 19-й странице. «Тест – не просто развлечение, – пояснила Рупая. – Мы хотим выяснить, насколько далеко читатели пролистывают нашу газету». И единственный способ узнать правильные ответы – отправить сообщение с запросом аккаунту The Continent. Очевидно, какими ни были их методы, они работают: только за месяц газета мобильного формата набрала тысячи подписчиков по всей Африке.

Марри Хантер, консультант SAMIP

Иллюстрация: samip.mdif.org

Материал опубликован в августовском номере журнала «Стратегии и практика издательского бизнеса. WAN-IFRA-ГИПП Magazine»

Все материалы свежего номера читайте здесь

Читайте также

все новости