Назад

Verificado 2018: как объединить журналистов из разных СМИ

Фактчекинговый проект Verificado 2018 был разработан специально к выборам президента в Мексике и стал одним из самых заметных в стране примеров сотрудничества журналистов. Авторы инициативы решили сделать упор на социальные медиа и вовлеченность аудитории, и такой подход помог им завоевать премию WAN-IFRA World Digital Media Awards за лучшую инновацию по вовлечению молодой аудитории.

На создание проекта Диану Ларреа Максисе, ответственную за стратегию развития аудитории новостного сервиса AJ+, вдохновили такие инициативы, как Electionland в США и CrossCheck во Франции. Она захотела сделать что-то подобное и в Мексике, где на фоне выборов ожидалась волна дезинформации в медиа. «Социальные сети в Мексике набирают обороты, и это были первые выборы, в которых они сыграли значительную роль, – говорит она. – И конечно, мы ожидали, что там появится много недостоверной информации».

AJ+ Español объединились с Pop-Up Newsroom (организацией, поддерживающей совместные репортерские инициативы) и мексиканским изданием Animal Político, у которого за плечами богатый опыт в области журналистских расследований и фактчекинга. Основная команда проекта насчитывала 30 журналистов. С марта по июль 2018 года они публиковали разоблачения и проверки на соответствие фактам, а также визуальный и образовательный контент.

Коллаборация была по большей части цифровая, с использованием таких инструментов для командной работы, как Check (платформа для верификации на коллективной основе от компании Meedan) и Slack, но централизованная – журналисты работали как единая редакция. В выходные, когда проходили выборы, они собрались вместе вживую.

Помимо трех основных участников – AJ+ Español, Animal Político и Pop-Up Newsroom – к проекту присоединилось около 90 партнеров, среди которых были новостные издания, общественные организации и академические институты. Таким образом, Verificado был представлен в 28 из 32 мексиканских штатов. Спонсирование осуществляли главным образом Facebook Journalism Project и Google News Initiative.

Специальные форматы

Основной деятельностью Verificado руководили 30 журналистов, отвечающих за фактчекинг и мультимедиа, причем этими двумя направлениями заведовали Animal Político и AJ+ Español соответственно. Опыт Pop-Up Newsroom пригодился для согласования производственных процессов и ролей, они же курировали тренинг по верификации.

В течение четырех месяцев агитационного периода команда опубликовала около 400 статей и 100 визуальных материалов, включая длинные и короткие видео, а также ссылки с превью в социальных сетях и образовательный контент о фактчекинге – все это размещалось в социальных медиа и на сайте Verificado. Предвыборные дебаты проводились три раза, и команда проекта проверяла слова участников на соответствие фактам в режиме реального времени под руководством Animal Político, сопровождая свои выкладки оригинальным мультимедийным контентом – сведениями о жизни политиков, инфографикой и данными опросов (за этот контент отвечали AJ+ Español).

Непосредственно в день выборов и за несколько дней до они также провели ряд прямых видеовключений на Facebook Live, где рассказывали о зарождении проекта, показывали помещение редакции Verificado и делали репортажи из Национального избирательного института Мексики.

«Verificado стал такой успешной инициативой не в последнюю очередь потому, что мы сделали упор на социальные медиа, – говорит Ларреа Максисе. – Фактчекинговым контентом можно было поделиться в соцсетях, он выглядел свежо, привлекательно и органично на социальных платформах». Чтобы добиться такого эффекта, для разных платформ были разработаны специальные форматы, и в некоторых случаях содержание публикаций меняли и подгоняли к той площадке, где они должны были появиться.
На пике популярности проекта Facebook-страница Verificado насчитывала порядка 200 тысяч лайков и подписчиков, и еще более 200 тысяч пользователей следили за ним в Twitter. Число уникальных посетителей веб-сайта Verificado превысило 5 миллионов.

«Прошу проверить»

Помимо сотрудничества между разными организациями, главным залогом успеха Verificado стало прямое взаимодействие с аудиторией в соцсетях, что позволило выделиться на фоне других подобных инициатив.

Общение с публикой началось еще на старте: мексиканцы могли отправить команде Verificado встретившиеся им сомнительные заявления, картинки или видео с хештэгом #QuieroQueVerifiquen («прошу проверить») через Facebook или Twitter. По этим каналам каждый день поступали тысячи запросов (были и такие, которые выходили за рамки политической темы), и при выборе вопросов, на которые можно откликнуться, журналисты опирались на заранее выработанные критерии. «Хештэг был нашим главным рычагом вовлечения пользователей, и он сработал фантастически!» – рассказывает Ларреа Максисе.

Кроме того, для индивидуального общения с читателями AJ+ Español создали канал в WhatsApp.

Вместо того чтобы составлять списки, которые позволили бы рассылать одно и то же сообщение множеству пользователей сразу, специальная группа из трех человек отвечала напрямую каждому обратившемуся, чтобы не забрасывать подписчиков ненужной информацией. Проверки, выполненные по запросу отдельных пользователей, отображались в виде так называемых Vertificados (смешение слов «вертикальный» и «верификация») в статусе на WhatsApp, который могли увидеть все подписчики. За период выборов статус канала обновился 390 раз, и на этой платформе команда проекта получила 60 тысяч сообщений и запросов от 10 тысяч подписчиков.

Дело их живет

Даже после того, как в июле 2018 года Verificado официально прекратил работу, запросы от подписчиков в соцсетях продолжали поступать. На волне такой популярности AJ+ запустили вертикальный контент-сервис AJ+ Verifica – он продолжает миссию Verificado и помогает пользователям отыскивать крупицы истины и ориентироваться в цифровом потоке информации. В это же время Animal Político запустили фактчекинговый проект под названием El Sabueso.

Команда AJ+ Verifica использует те же методы, что и AJ+ Español для Verificado, то есть создает контент в аудиовизуальных форматах, которые отлично подходят для социальных медиаплатформ.

Симона Флюкигер, корреспондент WAN-IFRA

Материал опубликован в апрельском номере журнала «Стратегии и практика издательского бизнеса. WAN-IFRA-ГИПП Magazine»

Все материалы свежего номера читайте здесь

Читайте также

все новости