Как медиа в Южной Азии справляются с последствиями пандемии COVID-19? Редакторы индийской The Quint и бангладешской The Daily Star встретились на вебинаре WAN-IFRA, чтобы ответить на этот вопрос, а также обсудить проблемы новостной индустрии региона и поделиться своим видением ближайшего будущего.
Продукт оправдывает цену
В The Daily Star были в одном шаге от того, чтобы реструктурировать свою традиционную редакцию, когда грянула пандемия. Газеты – материальный товар, и люди покупали их на протяжении многих лет. Другое дело контент: читатели привыкли к тому, что он всегда есть в свободном доступе, и поисковые алгоритмы только способствуют этому убеждению. Недавно компания сократила объем газеты с 20 до 12 полос, которые теперь готовят к выпуску удаленно. Рекомендованная цена значительно ниже стоимости производства: один номер The Daily Star продается за 12 бангладешских так (приблизительно €0.12), в то время как стоимость его производства – больше 20 так (около €0.20). Но, по словам представителя компании, в Бангладеш у газеты репутация надежного источника информации, и будущее местной индустрии новостей за качественным платным контентом, тем более что бумажная пресса неизбежно уйдет на второй план.
Редакция The Quint – полностью цифровая, поэтому изданию не пришлось решать проблему интеграции. Здесь придерживаются точки зрения, что у потребителей должна быть веская причина платить за новости, учитывая, что они редко подписываются более чем на одну платформу. Цель The Quint – предложить аудитории яркий продукт, оправдывающий свою цену. В результате такого же подхода появилась и BloombergQuint – совместное предприятие Bloomberg News и Quintillion Media, работающее по модели пэйвола с конкурентоспособными расценками.
Маленькие, да удаленькие
С падением доходов многим издателям придется в ближайшем будущем обходиться силами малочисленной команды сотрудников. Как будут выглядеть редакции после пандемии? Стоит ли ждать, что все вернется на круги своя, или лучше работать над повышением ценности издания в глазах подписчиков и привлекать специалистов извне?
В редакции The Quint статус-кво уже не будет восстановлен: компания окончательно ушла от ключевых слов, поисковых механизмов, объемов контента, коммерческих новостей и агрегаторов, встав на путь оригинальной журналистики. Теперь там полностью опираются на собственных репортеров и тщательно подобранные источники, чтобы производить уникальный контент.
Пандемия заставила новостную индустрию Индии по-новому взглянуть на организацию редакции, и The Quint, возможно, перейдет от традиционной кипящей жизнью редакции к децентрализованной модели. Такую же возможность рассматривает и The Daily Star: в компании стараются сократить расходы и думают о том, чтобы сдать помещение редакции в аренду и перейти на удаленный режим.
С начала кризиса над журналистами по всему миру нависла угроза увольнений, временных отстранений и сокращения зарплат – варианты развития событий зависят от того, как та или иная редакция отреагирует на нехватку финансов. Как и в других странах, большинство издательских компаний в Индии сильнее всего сокращают зарплату тем, у кого она была самой высокой. Перед газетой The Daily Star стоит масштабная задача спасти от краха всю свою бизнес-модель – по их прогнозам, рекламная прибыль уже не вернется на некогда высокий уровень, а дневной охват печатной версии падает.
Участники вебинара согласились с тем, что сегодня журналисты должны развиваться и осваивать новые технологии активнее, чем когда-либо. Редакциям в мире после COVID-19 нужны будут авторы, которые умеют писать исчерпывающие статьи и достаточно эрудированны, чтобы высказываться на самые разные темы, но в то же время прекрасно разбираются в определенной области, где могут стать экспертами. Финансовые затруднения подчас приводят к тому, что редакции подписываются на агрегаторы, предпочитая их журналистам, склонным писать только на одну тему, в которой специализируются.
Особо важный фактчекинг
Некоторое время назад команда The Quint начала пробовать себя в мобильной журналистике, но с началом пандемии ей пришлось быстро изменить тактику. Сейчас компания набирает просмотры страниц двумя способами: с помощью ответов на часто задаваемые вопросы (FAQ), ради которых привлекает экспертов в конкретной области и тем самым сводит к минимуму участие журналистов, и фактчекинга – особо важного направления работы в Индии, где распространяется много дезинформации, разжигающей рознь между общинами. Из-за трудной экономической ситуации издание обходится только своими силами, аннулировав подписки на агрегаторы и новостные агентства.
Пострадали и репортажи с места событий. The Quint вынуждена конкурировать со старыми крупными медиа, которые известны всем в стране и обладают развитой сетью контактов, и молодое издание не может тягаться с их объемами контента. Журналистам в регионах, локальным редакциям и внештатным корреспондентам не хватает доступа к технологиям. The Quint всегда занимались гражданской журналистикой, но теперь уточнить подлинность таких сюжетов, как голод или тяжелое положение рабочих-мигрантов, стало непросто.
Техника сторителлинга начала меняться еще до пандемии, а разрыв между коммерческими новостями и теми, что не предназначены для перепродажи, увеличивается уже давно. Сотрудники The Daily Star дискутируют в режиме онлайн гораздо активнее, чем на физических совещаниях в редакции, а журналисты, хотя и не работают «в поле», остаются в центре событий даже в большей мере, чем раньше, и поддерживают интеллектуальный капитал издания. Коронавирус изменил все, но также дал пищу для множества новых историй.
Неха Гупта, корреспондент WAN-IFRA
Скриншот: thequint.com
Материал опубликован в октябрьском номере журнала «Стратегии и практика издательского бизнеса. WAN-IFRA-ГИПП Magazine»
Все материалы свежего номера читайте здесь