Назад

NRK: антивирусная журналистика

NRK: антивирусная журналистика

Призывы пересмотреть подход к журналистике начали звучать задолго до того, как грянула пандемия COVID-19. После 2020 года индустрия не будет прежней, и возникнут новые производственные модели. Станут ли они логичным следствием того, как ведущие редакции расследуют, анализируют и подают читателю сюжеты о пандемии уже сейчас? Вот как обстоят дела в норвежской медиакорпорации NRK.

Глава отдела новостей NRK Хелье Сульберг приняла участие в конференции WAN-IFRA World Media Leaders eSummit и рассказала о том, как пандемия может стать для газетной индустрии возможностью переосмыслить свой подход к журналистике. «Настало время определиться, какова наша миссия в мире после коронавируса. Кризис ускорил процессы цифровой трансформации и показал, как важны для общества независимые медиа. И мы больше не можем позволить себе пренебрегать молодой аудиторией», – сказала Сульберг.

Спокойное и безопасное пространство

Работа государственной вещательной компании и крупнейшей в Норвегии медиаорганизации NRK ведется по трем основным направлениям – срочные новости, расследования и журналистика решений. В NRK осознают, что новости зачастую могут оставить у аудитории чувство безысходности, но продолжают поднимать непростые вопросы и призывать к ответу власть имущих, наряду с этим предлагая пути решения проблем и внушая надежду на будущее. Благодаря такому подходу компании удается постоянно расширять свою молодую (до 30 лет) аудиторию.

«Наша журналистика строится на принципах рациональности и искренности, мы хотим подбодрить и обнадежить людей, – подчеркнула Сульберг. – Ежедневно мы охватываем порядка 90% населения страны. Недавно мы провели ряд опросов, и выяснилось, что во время пандемии доверие к нашему бренду выросло: 86% потребителей считают нас надежным источником информации».

Также она отметила, что в последнее время онлайн-дискуссии о политике стали слишком токсичными, и сама политика сейчас часто ассоциируется у молодых людей со скандалами. В марте компания запустила две новые площадки, чтобы создать спокойное и безопасное пространство для обмена мнениями и диалога. Одна из них, «NRK: Обратная связь», позволяет свободно обмениваться информацией и связываться с компанией напрямую. Задача портала – дать пользователям возможность высказаться о новостях, особенно на тему коронавируса, и получить быстрый ответ. «Это цифровой сервис, обрабатывающий контент на всех платформах. Он открыл для нас новое измерение: теперь к нам в реальном времени поступают тысячи вопросов, и мы используем его для всех главных новостных сюжетов», – пояснила Сульберг.

Контент о новом вирусе занял первые строчки редакционной аналитики, но он не должен становиться единственной темой для обсуждений. Компания решила немного разрядить обстановку и создала платформу «NRK: Всегда вместе» специально для публикаций в стиле инфотейнмент, с расчетом на молодую аудиторию и поддержание диалога. На разработку и запуск ушло всего три дня. По словам Сульберг, новая площадка дала людям почувствовать себя менее одиноко в разгар кризиса.

Что волнует молодую аудиторию?

Все новостные СМИ должны предоставлять своей аудитории факты и учитывать разные мнения, опираясь в создании репортажей на принципы честности, открытости и надежности. Но чтобы идти в ногу со временем и оставаться на волне инноваций, необходимо еще и разнообразие внутри редакции. В гендерном плане NRK уже удалось достичь баланса среди сотрудников редакции и топ-менеджмента, но, как говорит Сульберг, компании еще предстоит сделать так, чтобы представители разных рас получили равный доступ ко всем должностным уровням.

Еще до начала пандемии NRK провела исследование, которое показало, что оптимизм в прогнозах на будущее становится среди молодежи редкостью. «Думаю, не ошибусь, если скажу, что такие настроения актуальны и сейчас, во время пандемии. В Норвегии все больше молодых людей встревожено перспективой остаться без работы, и лишь небольшое число респондентов верит в светлое будущее. Многие говорят, что недовольны своей жизнью, – рассказала Сульберг. – Но что нужно сделать, чтобы показать молодым людям, что они нужны обществу? Что вселило бы в них надежду? Надо прислушаться к ним, понять их точку зрения и только затем действовать. Нам хотелось бы выстроить с ними отношения, в основе которых – интерес к их проблемам, участие и инклюзивность».

«Ситуация в мире такова, что авторитарные лидеры становятся все более влиятельными. Свобода прессы под угрозой, а правовые институты становятся рычагом давления на общество в таких странах как Филиппины, Россия, Камбоджа и Венгрия, – продолжила Сульберг. – Во время пандемии коронавируса лидеры многих государств получили неограниченные полномочия, от которых, вполне вероятно, они не собираются быстро отказываться, а международные гиганты вроде Google, Amazon, Netflix и Facebook на фоне кризиса укрепляют свои позиции».

Люди во всем мире, и особенно молодежь, в знак протеста выходят на улицы, и риск заразиться или заразить других их не останавливает. «Стоит обратить на молодое поколение самое пристальное внимание, – подытожила Сульберг. – Что их волнует, чего они боятся и на что надеются?»

Помочь обществу оправиться от последствий COVID-19, способствовать экономическому и социальному процветанию – все это задачи в том числе и журналистов. Актуальные и качественные репортажи станут первым шагом на пути к открытой дискуссии и решению насущных проблем. В конечном счете, вирус заставил всех задуматься о том, каким должно быть будущее и какую роль в нем сыграют медиа.

Неха Гупта, корреспондент WAN-IFRA

Скриншот: nrk.no/alltidsammen

Материал опубликован в октябрьском номере журнала «Стратегии и практика издательского бизнеса. WAN-IFRA-ГИПП Magazine»

Все материалы свежего номера читайте здесь

Читайте также

все новости