Назад

Недремлющий экран. Данные опроса фонда «Общественное мнение»

Основной канал получения информации — центральное телевидение (им пользуются в этом качестве 90% опрошенных). Центральные газеты и местное ТВ как источник новостей назвали 30% и 29% опрошенных соответственно. Интернет как информационный канал упомянули 9%. Незначительная роль интернета вызвана низкой степенью его проникновения — по данным июльского исследования «Левада-центра», 73% россиян не имеют возможности пользоваться всемирной сетью. В то же время, по данным опроса ФОМ, программы «Первого канала» принимают 94%; «России» — 93%; НТВ — 78%.

Наиболее читаемые федеральные газеты — «АиФ» и «Комсомольская правда» (21% и 16% соответственно). Затем с большим отрывом — «Из рук в руки» (8%), «Московский комсомолец» (7%), «СПИД-Инфо» (6%), «Жизнь» (6%), по 5% у «Лизы» и «Российской газеты» и т. д. («Коммерсантъ» и «Ведомости» читает 1%, что далеко не самый низкий показатель). 40% читают местную прессу; 27% газет вообще не читают, и этот показатель растет (в 2003 г. — 15%).

Радио не слушают 36% (в 2003 г. — 25%). В рейтинге радиостанций на третьем месте с 13% находится «Маяк», на пятом с 11% — «Радио России», на 15-м с 2% — «Эхо Москвы» — это лучшие показатели для разговорных радио. В подавляющем большинстве граждане слушают музыку.

Телевидение как монопольный источник информации скоро станет социологическим фактом.

Любопытно, что лишь 13% опрошенных ФОМ заявили о доверии СМИ, о недоверии — 22% (опрос проводился два месяца назад). СМИ как институт находится в середине всевозможных рейтингов доверия — первым идет президент (за ним Православная церковь, губернатор, ФСБ, армия; внизу рейтингов — законодатели всех уровней, прокуратура, профсоюзы, милиция, суд).

Итак, граждане не доверяют СМИ, но не могут жить без телевизионных новостей. Возможно, гражданам нравится получать недостоверную информацию и делать из нее свои выводы. Что называется, читать между строк. Сохранилась такая советская привычка у многих.

Но есть и более сложный феномен. Он состоит в том, что степень влияния информации не прямо пропорциональна степени доверия к ней. Влияет фон, количество информации, навязывание повестки дня — не важно, что конкретно вам сегодня рассказали о противостоянии России и США, нацпроектах или визите Владимира Путина, важно, что темы противостояния России и США, нацпроектов и очередного государственного визита проходят через ваш мозг.

Социологи ФОМ отдельно попросили россиян оценить объективность подачи политической информации на ТВ. 41% посчитали ее удовлетворительной, 36% — неудовлетворительной. Интересно, что в 2006 г. соотношение было обратным: 31% и 43%. Каким образом оценивается объективность, понять сложно, поскольку сравнивать «картинку» зрителям не с чем, ведь альтернативной картинки нет.

Различные аспекты воздействия телевидения на сознание изучаются психологами. Например, известно, что зритель склонен доверять новостям больше, чем какому-либо другому телепродукту. В ситуации, когда роль других СМИ низка, доверие потребителей к теленовостям будет только расти. Телевидение творит виртуальную картину мира. Вопрос объективности в этом случае не кажется таким уж важным и отходит на второй план.

Главная опасность телевидения как основного источника информации о мире — односторонность контакта с аудиторией. Телевидение способно только вещать и продавать, но не воспринимать ответные сигналы. В отличие от крайне медленно распространяющегося в России интернета.

Читайте также

все новости