Назад

Reuters Institute: взгляд в экраны

Reuters Institute: взгляд в экраны

Новый отчет Digital News Report, который ежегодно выпускает Институт изучения журналистики Reuters, демонстрирует, что спрос на надежные источники информации во время пандемии вырос, но индустрии новостей еще предстоит разрешить новые финансовые трудности.

Согласно отчету, если в предыдущие годы доверие к новостям неуклонно падало, то сейчас оно, напротив, растет: 44% респондентов подтвердили, что доверяют новостям (на 6% больше, чем в 2020 году). 50% ответили, что доверяют той информации, которую находят сами (здесь рост составляет 4%). Но цифры сильно разнятся в зависимости от рынка. Так, в Финляндии уровень доверия – целых 65%, тогда как в США – всего 29%.

С другой стороны, сравнительно низкий авторитет новостей в поисковых системах и соцсетях продолжает падать, а это значит, что разрыв между новостными сайтами и социальными платформами увеличивается.

Бумага и цифра

Особенно сильно пандемия ударила по печатным изданиям, так как локдауны по всему миру сильно усложнили процесс дистрибуции. В Швейцарии и Германии, где бумажные СМИ традиционно пользуются большим спросом, печатный сектор сократился особенно резко. В то же время немецкое Федеральное объединение цифровых издателей и издателей газет (BDZV) сообщает, что за 2020 год охваты по стране увеличились на 5%. Возможно, на некоторых рынках ситуация с сокращением аудитории печатных изданий все же не так однозначна.

Цифровизация подписок продолжается, и в ряде богатых стран, где читатели уже давно привыкли оформлять подписки на бумажные газеты, фиксируется значительный рост. Но несмотря на несколько положительных примеров, большинство читателей все еще отказываются платить за новости: только 17% респондентов в течение прошлого года оплачивали онлайн-новости. Их число растет, но медленно: по сравнению с прошлым годом – на 2%, и на 5% – по сравнению с 2016 годом (тогда за новости платили 12%).

Тем не менее выход есть, и многие крупные игроки рынка во время пандемии установили пэйволы. В целом издатели все чаще обращаются к моделям прямых доходов от читателей (подписки, членство в клубе, безвозмездная поддержка) и стараются меньше опираться на рекламу, которая в онлайне сейчас почти безраздельно принадлежит Facebook и Google.

Короли подписок

Авторы отчета также посчитали, сколько онлайн-подписок оформляют пользователи. Результаты показывают, что большинство цифровых подписок продают несколько крупных общенациональных брендов: победителям достается самая большая доля во всех секторах индустрии.

Этот тренд довольно стабилен на территориях разных стран. К примеру, почти половина американских подписчиков платит за The New York Times, The Washington Post или The Wall Street Journal. В Финляндии около половины платят только за одно издание – Helsingin Sanomat. Некоторые рынки, например, Германия и Испания, демонстрируют более ровное распределение объема подписок.

Из тех, кто все-таки платит за цифровые новости, подавляющее большинство оформляет только одну подписку. Единственное исключение – США, где больше половины респондентов подписаны сразу на несколько изданий. Не исключено, что в будущем пользователи станут чаще оплачивать несколько подписок, но прогноз авторов отчета далек от оптимизма: «Подписки начинают полностью обеспечивать некоторые издания, но не факт, что они станут массовым продуктом. Большинство людей недостаточно интересуется новостями, у них нет свободных денег или желания тратить их на подписку».

Telegram вместо Facebook

Что касается девайсов для доступа к новостям, смартфоны продолжают стремительно набирать популярность (73% сейчас и 69% в 2020 году), тогда как рынок компьютеров и планшетов остается на прежнем уровне или начинает падать. Но и здесь есть региональная специфика: в Евросоюзе 54% просматривают новости со смартфонов, а в некоторых странах это количество достигает 80%.

Данные опросов показывают, что разные социальные сети имеют в глазах пользователей очень разный статус, и это касается в том числе и новостей. 66% респондентов пользуются соцсетью или мессенджером, чтобы получать новостной контент, но рейтинг платформ постоянно меняется. Facebook стал гораздо менее актуальным, тогда как WhatsApp, Instagram, TikTok и Telegram привлекают все больше пользователей, интересующихся новостями.

Люди используют разные платформы для разных целей. В Twitter они приходят, чтобы читать новости, но другие соцсети чаще выбирают для развлечения, особенно Instagram, Snapchat и TikTok. Тем труднее вовлечь аудиторию этих приложений с помощью новостей: «Новые платформы, ориентированные на юных пользователей, для мейнстримных медиа представляют серьезный вызов. Новости зачастую оказываются там случайно, а пользователи ждут яркого, визуального и развлекательного контента. Это не та сфера, где большинство журналистов старшего поколения чувствует себя уверенно», – отмечают авторы отчета.

Эх, молодежь

В отчете также говорится, что молодое поколение радикально отличается от предшественников своим отношением к поставщикам новостей, – вернее, отсутствием какого-либо отношения. 25% респондентов рассказали, что просматривают новости прямо на сайте или в приложении газеты. Однако среди тех, кто младше 35 лет, эта цифра опускается до 18%: для них более релевантные источники информации – соцсети и поисковые системы.

Еще больше, чем миллениалы, отличается от всех остальных так называемое поколение Z (молодые люди до 25). Его представители реже заходят на сайты и чаще получают всю необходимую информацию из соцсетей. К тому же они внимательнее прислушиваются к голосам инфлюенсеров, играющих важную роль в общественных дискуссиях на актуальные темы. Они иначе относятся и к идеалу беспристрастных, объективных новостей: для них «объективность» в освещении острых сюжетов, в частности, связанных с социальной несправедливостью, далеко не всегда желаема и уместна. Газетам будет очень непросто найти общий язык с этой аудиторией, и особенно тем изданиям, чья редакция состоит из людей, привыкших потреблять новости совершенно по-другому.

Теему Хенрикссон, координатор проектов GAMI

Иллюстрация: Reuters Institute for the Study of Journalism

Материал опубликован в октябрьском номере журнала «Стратегии и практика издательского бизнеса. WAN-IFRA-ГИПП Magazine»

Все материалы свежего номера читайте здесь

Читайте также

все новости