Назад

Киоски прессы в регионах РФ – проблемы и пути их решения (часть 1)

Киоски прессы в регионах РФ – проблемы и пути их решения (часть 1)

Часть 1

Поручение Президента РФ Путина В. В. от 25 сентября 2019 года о поддержке киосков и павильонов прессы дало большой импульс работе по укреплению системы распространения печатной продукции в субъектах РФ. Так, во многих регионах местными властями начали активно разрабатываться различные меры по укреплению экономики киосковой розницы и улучшению условий работы НТО «Печать». По итогам ежегодного мониторинга СППИ ГИПП обеспеченности граждан РФ нестационарными торговыми объектами по продаже печатной продукции в 2021 году в 22 субъектах было отмечено увеличение количества НТО данной специализации.

Однако стоит отметить, что далеко не все региональные власти демонстрируют понимание значения и роли киосков прессы в предоставлении населению доступа к качественной и проверенной информации. Согласно официальным данным, поступившим в СППИ ГИПП от региональных властей, в 2021 году в 25 регионах количество НТО «Печать» осталось на уровне предыдущего года, тогда как в 37 субъектах наметилась явная тенденция к их сокращению.

Более чем на 50 торговых объектов сократилась система распространения прессы Санкт-Петербурга, Челябинской и Омской областей, более чем на 100 объектов сокращение отмечалось в Ростовской, Тамбовской областях и в Москве. Отдельно стоит отметить регионы, где киоски были полностью ликвидированы: это Магаданская область и Республика Ингушетия. Таким образом, по данным мониторинга, в 2021 году в 48 субъектах РФ обеспеченность населения киосками прессы составила менее 1 объекта на 10 000 жителей, что свидетельствует о их несоответствии федеральному нормативу, установленному Постановлением Правительства Российской Федерации № 291 от 09.04.2016 г. (в редакции Постановления N 885 от 06.09.2016 г.; N 777 от 29.06.2017 г.).

Сокращение объектов нестационарной торговли прессой может являться следствием разных причин. Зачастую местными чиновниками принимаются решения, которые затрудняют или делают нерентабельным распространение газет и журналов в НТО «Печать». Ярким примером могут служить ситуации, когда региональные власти допускают существенные недоработки при составлении схем размещения нестационарных торговых объектов. Часто дислокация киосков на схеме размещения НТО составляется без учета возможной рентабельности и спроса населения на прессу, из-за чего распространители печатной продукции порой остаются без прибыльных локаций. Например, подобная ситуация возникла в Новосибирске, где в связи с окончанием сроков действия договоров аренды Комиссией по вопросам демонтажа НТО было принято решение о сносе части торговых объектов по продаже печатной продукции с отказом в перезаключении договоров по данным локациям, и мотивировано это было необходимостью решения задач по благоустройству. Помимо фактического исключения киосков из схемы размещения городской администрацией не было предоставлено компенсационных мест для предпринимателей, реализующих прессу в подлежащих демонтажу торговых объектах. Сложившуюся ситуацию удалось разрешить благодаря своевременному обращению СППИ ГИПП к руководству области. В противном случае действия городских властей могли бы не только привести к серьезным убыткам для работающих в Новосибирске операторов рынка, но и представляли угрозу самому факту существования НТО «Печать».

Похожая ситуация сложилась и в Оренбурге, где городская администрация потребовала от распространителей прессы освободить земельные участки от нестационарных торговых объектов в связи с реализацией целевых проектов по благоустройству. Несмотря на то, что местная администрация предоставила предпринимателям альтернативные локации для установки торговых объектов, такое решение едва ли оказалось приемлемым для распространителей прессы: новые локации представляли собой места с крайне низкой проходимостью. СППИ ГИПП отмечает, что смена рентабельных, пользующихся покупательским спросом мест на новые нерентабельные локации с низким спросом на прессу может привести к значительному ухудшению экономики киосковых сетей по распространению печатной продукции или их закрытию.

Также распространенной практикой является необоснованное увеличение арендной ставки или цены договора на право торговли в НТО. В 2021 году подобная практика отмечалась в Челябинской области и Республике Башкортостан. Так, цена за аренду квадратного метра земли под НТО в Челябинске выросла в 5,5 раза с начала года – с 1 037 рублей за один квадратный метр до 5 475 рублей. В Уфе, столице Республики Башкортостан, арендная плата поднялась еще выше: составляя изначально около 5 000 рублей, к лету 2021 года данная сумма менялась, достигая от 9 000 до 12 000 рублей в отдельных точках. Руководство Челябинской области, согласившись с тем, что подобные расценки являются неподъемными для низкорентабельной торговли прессой, пошло навстречу предпринимателям, признало действующие меры по поддержке НТО неэффективными и выдвинуло предложение создать рабочую группу для проработки возможности снижения базовых ставок или введения понижающих коэффициентов для реализации печатной продукции. На этом фоне позиция городских властей Уфы представляется менее перспективной: по заявлению местного муниципального унитарного предприятия «Уфа-Печать», контролирующего деятельность НТО, рост арендной ставки составляет не более 15%, несмотря на то, что по оценке независимых экспертов минимальный прирост цены на аренду торгового объекта в городе составил 70%.


Пресс-служба СППИ ГИПП

Читайте также

все новости