Назад

Почему в Петербурге должно быть больше книжных магазинов

Почему в Петербурге должно быть больше книжных магазинов
В Доме Зингера опустели книжные полки. В Смольном говорят, ожидается, что скоро здесь появится новый магазин. Эксперты рассказали, есть ли перспективы у торговли бумажными изданиями в Петербурге. 

Городской книжный магазин могут открыть в этом здании в ближайшее время. По просьбе «Петербургского дневника» члены рабочей группы по разработке концепции для нового Дома книги рассказали, почему городу нужно больше книжных магазинов.

Акцент на музеях

По мнению главного редактора издательства комиксов «Бумкнига» Дмитрия Яковлева, книжных магазинов в Петербурге должно быть больше.

«Многие из них сконцентрированы в Центральном районе города, образуя так называемый «книжный кластер»: «Подписные издания», «Во весь голос», «Фаренгейт 451», «Все свободны», «Перед прочтением сжечь». Сетевые книжные магазины не в счет, я считаю их супермаркетами скорее, чем полноценными книжными, – говорит Дмитрий Яковлев. – Если мы отправимся на Васильевский остров, то там чуть ли не единственный книжный магазин «Свои книги», на Петроградской стороне – книжная лавка «Поляндрия». В целом мне кажется, что в дальнейшем должно развиваться направление книжных магазинов при музеях. Сегодня яркий пример – это музей «Полторы комнаты» Иосифа Бродского, где открылся книжный магазин «Конец прекрасной эпохи».

По словам собеседника «Петербургского дневника», то количество книжных магазинов, которые сегодня есть, вполне оправданно. Существует литература, которую сложно перевести в электронный формат, к ней относятся комиксы и детские иллюстрированные издания. Кроме того, не всегда у издателя есть возможность публиковать электронную версию книги, так как у него просто нет на это прав.

«К сожалению, в России не ведется никакой статистики относительно того, как развивается сегмент комиксов. В этом плане дела лучше обстоят у Европы и Америки. Например, во Франции в 2021 году по сравнению с 2020 годом рынок комиксов вырос на 60 процентов, а в Америке – на 65 процентов, – говорит Дмитрий Яковлев. – Если судить конкретно по нашему издательству и в денежном эквиваленте, то по сравнению с 2020 годом, в 2021-м наблюдался рост продаж комиксов на 50 процентов. Если же говорить о количестве проданного товара, то его меньше. Это связано с ростом цен на печать».

К слову, сейчас в России среди популярных комиксов, по словам эксперта, – манга, а также комиксы, которые делают блогеры.

Специализированный ассортимент

«С моей точки зрения Петербург – книжная столица России. У нас представлена яркая плеяда книжных магазинов: «Порядок слов», «Подписные издания», «Мост», сетевые магазины, такие как «Буквоед». Все они разной направленности, со своими особенностями. Книжные магазины – это своя аудитория, своя история. Зачастую это поход за некой атмосферой, где можно погрузиться и сосредоточиться на конкретном произведении, изучить новинки, представленные разными издательствами. Петербург в этом плане представляет широкий выбор литературы. Если вам нравятся книги по восточному искусству или философии, вы можете сходить в магазин «Желтый двор». Если вы следите за миром книг по искусству или архитектуре, то дойдете до магазина «Мост», – говорит директор книжного магазина «Мост» Олег Черноусов.

Он уверен: время универсальных магазинов проходит. Сейчас на первый план выходит продажа специализированного ассортимента, по определенным направлениям. Тем самым, каждый магазин становится «экспертом» в конкретной области знаний, а читатель, посещая тот или иной магазин, получает консультацию и литературу по волнующему его вопросу.

«Сегодня как таковой индустрии нет. Сама же отрасль – скорее не про бизнес, а про общество, которое читает, экспертное сообщество, некий клуб, – считает Олег Черноусов. – Но книжный рынок Петербурга продолжает развиваться, и более того, ему есть куда расти. Нет, в Петербурге немного книжных магазинов, и вполне могут открываться новые. Например, в Финляндии живет меньше людей, чем в Петербурге, но объем книжного рынка там гораздо больше».

Кроме того, сегодня магазины при музеях выделяются в отдельное направление. Музеи работают над собственным ассортиментом, под наблюдением куратора, тем самым отражая направленность учреждения: мемориальный музей-квартира, музыкальный, театральный, художественный, считает Олег Черноусов.

«Даже небольшие музейные лавки прорабатывают ассортимент книг, опираясь на рекомендации музейных кураторов, хранителей и других сотрудников. Яркий пример – магазин при Российском этнографическом музее. Там представлены замечательные книги по истории костюмов и этнографии». – сказал эксперт.




Читайте также

все новости