Назад

Дагестанская периодика на театральных задворках

На минувшей неделе социальные сети бурно обсудили тему, которую касаются нечасто – газетную. Гневной реакции журналистов на перенос киоска «Дагпечати», располагавшегося рядом с Кумыкским театром в Махачкале, городская мэрия явно не ожидала, пообещав разобраться в произошедшем. А за пару дней до этого в республике чествовали сотрудников СМИ, восхваляя их труд, говоря, что без их интеллектуальной деятельности сложно цивилизованно развиваться… Два дня, и результаты этой деятельности попросили подвинуться, уступив место общепиту.

Про эту вечную успокоительную таблетку под названием «будем разбираться» можно забыть, понятное дело. Городу, утопающему в мусоре, сейчас явно не до дисклокации газетных киосков. Но сам факт отношения к дагестанским периодическим изданиям и читателям периодики говорит не в пользу их поддержки. Как раз наоборот. В Махачкале в этом плане, по сведениям «Дагпечати», обстановка гораздо хуже, чем в других городах республики.

В беседе с «Дагправдой» руководитель ведомства Юсуп Хайдаков рассказал о принудительной мобильности газетных киосков, под тем или иным предлогом теряющих выгодные позиции с точки зрения торговли. Так, в конце прошлого года киоск, располагавшийся на Университетской площади столицы, перебазировался в район ЦУМа, но ненадолго. Позже и оттуда переехал.

«Продажи возле ЦУМа поднялись практически на 70-80 процентов, – говорит Хайдаков. – Но спустя короткое время нам сказали, что объект представляет собой угрозу безопасности первым лицам республики, проезжающим мимо. Пришлось перенести его в район «Узбек-городка». Похожая ситуация сложилась и с киоском на проспекте Акушинского, когда он помешал какой-то стройке. Что касается киоска возле Кумыкского театра: пришли люди, сослались на разрешение Управления торговли города на установку ларька рядом с нашим объектом. Попросили подвинуть его на 30 сантиметров. Мы согласились. Ночью, без нашего участия, киоск сдвинули на несколько метров в сторону, что вызвало недовольство самого театра, на территории которого он оказался. Пришлось переносить через дорогу, рядом с автобусной остановкой».

Заявление об угрозе безопасности со стороны газетного киоска трудно расценивать иначе как аргумент, не имеющий под собой ни почвы, ни права называться убедительным. Коммерческих объектов вблизи ЦУМа в Махачкале – десятки, но почему-то именно точка по продаже газет и журналов показалась столичным чиновникам подозрительной и небезопасной. Возможно, вопрос в его коммерческой выгоде, не представляющей интереса для городской казны. Газеты – не золото, не шаурма, не туфли, в конце концов.

В плане обеспеченности киосками по реализации печатных СМИ Дагестан занимает одно из последних мест в стране. По сведениям руководителя «Дагпечати», республика не дотягивает и до 10 процентов от необходимого их числа. Норматив составлен Правительством РД в 2017 году из расчета количества населения. Согласно документу, только в Махачкале должен быть 121 киоск, фактически же столица располагает 26 объектами. В целом по районам ситуация тоже далека от установленных норм: в подавляющем большинстве муниципалитетов показатели – 0%.

Если уж говорить об отсутствии коммерческой выгоды для МО, не стоит забывать о выгоде для читателей газет и журналов. К примеру, цена на годовую подписку на «Дагестанскую правду» через отделения «Почты России» вдвое выше, чем через киоски «Дагпечати». Отсутствие объектов ведомства в большинстве районов республики лишает возможности местных жителей читать издания, в которых пишут о них же – людях, чей труд и жизнь не назовешь легкими. О происходящих событиях вокруг они узнают по сарафанному радио. Только не надо сейчас про соцсети. Распыляющие коронавирус вертолеты «прилетели» не со страниц газет.

Отставания в оперативности от социальных пабликов, радио или телевидения у редакций печатных СМИ нет, как это может показаться. Стоит заглянуть на аккаунты «Дагправды», чтобы это понять. Более того, журналисты-печатники превосходят своих коллег в аналитичности. А требовательность к стилю и точности словоупотребления – это то, что отличает печатников от коллег по индустрии.

В век визуализации информации газета способна показывать видео со звуком на странице газеты. И мы это уже демонстрировали как доказательство возможностей «бумаги», выхода на многоканальную аудиторию, когда материал становится пригоден для размещения не только в печатном издании, но и на любых возможных ресурсах. Так читателю и пользователю гаджетов предоставляется возможность прочитать, посмотреть или прослушать материал там, где ему удобнее.

Печатные СМИ развиваются, реформируются, подстраиваются под современность. Но ситуация с наличием системных проблем дистрибуции, как в розницу, так и по подписке, из года в год только обостряется. На примере Махачкалы выясняется, что не без участия чиновников, когда интеллектуальная пища переезжает с места на место, как тот же фуд-трак, уступая шаурме, мороженому, кофе, носкам…

В одном из комментариев в телеграм-канале «ДП» по поводу переноса газетного киоска какой-то пользователей написал, что не видит смысла в газете, потому что у него есть телефон, в котором все есть. А вот в стакане кофе из бумажного стакана смысл человек видит. Только вот в чем незадача: в телефоне, кроме информации, и еда есть, но ею не питаются. Да и тот контингент людей нужно уважать, которые видят смысл в чтении как в таковом. Они не перевелись.

Читайте также

все новости