Комиссия экспертов Ассоциации Коммуникационных Агентств России подвела итоги развития рекламного рынка России за 2022 год.
В условиях текущего кризиса и наличия серьезного влияния внеэкономических факторов на рекламную индустрию телерекламный сегмент российского рекламного рынка не посчитал возможным предоставить свою оценку объемов, объясняя это следующими важными причинами.
Во-первых, в условиях любого кризиса, в особенности такого специфического как сегодня, прозрачность в экономике объективно снижается, что подтверждается закрытием части государственной статистики, ограничениями на отчетность системообразующих организаций, изъятием части информации из публичного пространства.
Во-вторых, рекламная индустрия, являясь неотъемлемой составной частью экономики, в 2022 году также столкнулась с проблемой снижения прозрачности, поскольку сокращается количество источников информации, ее качество, ухудшается инструментарий для проведения экспертизы.
В-третьих, в прошедшем году произошли радикальные изменения на российском рекламном рынке. С одной стороны, эти изменения коснулись состава и активности рекламодателей, рекламных агентств, рекламных площадок, рекламируемых товаров и услуг, исследовательских компаний. С другой – эти изменения одновременно сопровождаются значительным сокращением объемов рекламного инвентаря и падением платежеспособного спроса из-за ухода части крупных рекламодателей, рекордными цифрами роста рекламных показателей у части крупнейших игроков рынка и катастрофической ситуацией для части других игроков, разнонаправленным движением цен на рекламу в разных сегментах и подсегментах.
Все это объективно требует обстоятельного переосмысления новых реалий, разработку новых подходов к оценке объемов рекламного рынка в целом и объемов отдельных его сегментов. В связи с этим телерекламная индустрия не готова предоставить свою оценку и полагает, что любые другие оценки также требуют серьезной доработки.
Комиссия экспертов АКАР всегда относилась с большим уважением к работе всех ее экспертов и пыталась приходить к консенсусу в любых вопросах. Поэтому Комиссия выражает понимание позиции экспертов от телерекламной индустрии, но полагает, что по остальным сегментам и подсегментам российского рекламного рынка оценка объемов может быть проведена.
Cегменты |
2022 год, млрд руб. |
Динамика к 2021 году, % |
Радио |
14.7 |
5% |
Пресса |
4.8 |
-41% |
в т.ч. Газеты |
2.0 |
-34% |
Журналы |
2.8 |
-45% |
Out of Home |
47.6 |
6% |
в т.ч. Наружная реклама |
41.8 |
9% |
в т.ч. Классические рекламоносители |
23.5 |
0% |
Цифровые рекламоносители |
18.3 |
24% |
Транзитная реклама |
4.0 |
-2% |
Indoor-реклама |
1.8 |
-20% |
Интернет* |
324.9 |
-2% |
ИТОГО по сегменту рекламы в медиа |
392.0 |
-2% |
ИТОГО по сегменту маркетинговых услуг |
99.3 |
-9% |