Назад

В Омске представители СМИ обсудили проблемы распространения прессы

В День российской печати, установленный в честь появления первой российской газеты, в омском отделении Союза журналистов собрались представители разных СМИ. Встреча, однако, получилась не праздничной, потому что обсуждалась, пожалуй, самая актуальная для жизни печатных изданий региона проблема: система распространения газет.

Коллеги делились региональными проблемами и друг с другом, и с секретарём Союза журналистов РФ Алексеем Вишневецким, обсуждали их и с предпринимателями, занимающимися распространением изданий в розницу.

Когда-то российский медиа-аналитик Андрей Мирошниченко предрёк бумажным СМИ срок жизни до 2035 года, причём предположил, что СМИ, учредителями которых являются органы власти, проживут и дольше. Но омская ситуация, как выяснилось, оказалась более мрачной: у нас уже сегодня на грани выживания все бумажные издания, но отнюдь не из-за невостребованности читателем, а потому, что сломана привычная и удобная для потребителей система распространения.

Почта России давно уже перестала обеспечивать распространение СМИ, подняв тарифы на доставку, что автоматически привело к повышению цены подписки для читателей. Поэтому потребность в рознице стала ещё актуальнее. Но сегодня руководители СМИ говорят о том, что даже для продажи в розницу почта берёт у редакций минимум экземпляров.

«Нам звонят читатели из Азовского района, говорят, что их почтовое отделение, обслуживающее несколько поселений, предлагает лишь пять экземпляров нашей газеты, люди чуть ли не ругаются в очереди, — рассказала редактор «АиФ в Омске» Ольга Коробова. — Хорошо хоть, что те, кому повезло приобрести экземпляр, прочитав газету, передают её знакомым. Но претензии-то люди предъявляют нам: мол, почему вы так мало экземпляров даёте на почту. А мы бы и рады больше, но они не берут! И это при том, что сегодня почтовые отделения превратились в супермаркеты, торгующие всем подряд!».

В этой ситуации и редакции, и читателей выручала розничная продажа в киосках и ТОКах. Но павильоны «Пресса» в декабре «приказали долго жить» из-за непомерной арендной платы, даже при том, что торговали они не только газетами и журналами, да ещё и услуги по пополнению транспортных карт оказывали.

Пришедшие на встречу с журналистами представители розницы на данный момент решения проблемы не видят: при установленной монопольной цене на аренду они выжить в ТОКах не смогут, а киосков становится всё меньше, поскольку ограничений на их установку становится, наоборот, больше.

По словам Алексея Константиновича Вишневецкого, знающего общероссийскую ситуацию, проблему можно решить только при условии, что местные власти понимают разницу между традиционной журналистикой, основанной на профессиональной верификации фактов и ответственности перед Законом о СМИ, и блогерами, приоритетом для которых является скорость распространения информации, её «хайповость», а не профессиональные стандарты.

Замечу от себя: да, сегодня и профессиональные журналисты уходят в соцсети, создают там качественный контент. Активно развиваются интернет-СМИ. Но это пока не заменяет традиционные СМИ, особенно региональные. Свои сайты и аккаунты в соцсетях есть, практически, у любого печатного издания, но этот канал пока не доходит до каждого потребителя, тем более — с учётом существующих в нашей области проблем с интернетом. Да и люди старшего поколения предпочитают привычный способ потребления информации.

Поэтому мне особенно ценным показался опыт других регионов, о котором рассказал Алексей Константинович: оказывается, в Воронеже и Липецке решили проблему за счёт льготной аренды для тех предпринимателей, которые занимаются розничной продажей печатных СМИ. Там арендная плата в десятки раз ниже, чем в омских ТОКах и киосках. Но для такого решения понадобилась воля местной власти, учитывающей интересы читателей, то есть широких масс, нуждающихся в качественной, верифицированной информации, а не аппетиты монополистов-владельцев квадратных метров.

Автор: Елена Петрова

Читайте также

все новости