Назад

Динамика объема и плотности подписки на прессу

Значение подписки на газеты и журналы в условиях пандемии растет во всем мире. Во многих странах, включая Северную Америку и Европу, подписка ощутимо стала расти. Эта тема была также поднята на встрече Президента РФ Путина В. В. с руководителями ведущих российских СМИ 10 февраля с. г.

В этом контексте особый интерес представляет анализ итогов прошедшей в нашей стране подписной кампании на 1 полугодие 2021 года.

По данным, полученным из Почты России, динамика объема и плотности подписки на газеты и журналы по итогам подписной кампании 2021-1 в различных регионах страны имела разнонаправленный характер.

Лидерство по динамике оборота региональных УФПС в текущем полугодии уверенно держит Республики Тыва (+25%). Следом идут Республика Татарстан (16%) и Ханты-Мансийский автономный округ – Югра (12%). С небольшим отрывом четвёртое место разделили Республика Ингушетия и Чукотский автономный округ с одинаковой динамикой (по 11%). Замыкает пятёрку лидеров Самарская область (7%).

Самые низкие показатели по динамике оборота в стране продемонстрировали Республика Дагестан (-14%), Амурская область (-12%), Приморский край (-11%), Мурманская область (-10%) и Ямало-Ненецкий автономный округ (-9%).

Если смотреть на ситуацию в целом, текущий средний показатель по динамике оборота составил лишь -1%, что можно считать небольшим прорывом относительно результата в -2% за прошлый год.

Картина несколько меняется, если рассмотреть динамику подписных тиражей за прошедший год. В лидеры вышла Владимирская область (+55%). За ней второе место занял Ханты-Мансийский автономный округ – внушительные +45% при отрицательных показателях прошлого года. И не менее убедителен результат Республики Тыва, которая вышла на третье место, продемонстрировав 38% тиражной динамики. Замыкают пятёрку лидеров Ивановская область и Хабаровский край с показателями 28% и 15% соответственно. Примечательно, что в прошлом году Хабаровский край по динамике подписных тиражей находился в последней десятке по стране (-27%).

На сегодняшний день самую низкую динамику тиражей показали Приморский край (-19%), Республика Дагестан (-20%), Амурская область (-20%), Республика Алтай (-24%) и Кабардино-Балкария (-26%).  

Если же говорить о среднем показателе тиражной динамики по стране, стоит отметить небольшие позитивные изменения. В среднем динамика тиражей в первом полугодии 2021 года составила -7% по сравнению с -12% по итогам подписной кампании на первое полугодие 2020 года.

Что касается плотности подписки (количество экземпляров на 1000 жителей),
лидеры прошлого полугодия остались прежними – Курская область и Республика Татарстан (соответственно 270 и 191 экз. на 1000 чел.). Липецкая область (161 экз.) сместила с третьего места Брянскую область (157 экз.). И замкнул пятёрку лидеров Краснодарский край (149 экз.)

Неизменны и субъекты РФ, в которых зафиксирована самая низкая плотность подписки: Санкт-Петербург и Ленинградская область (15 экз.), Московская область (14 экз.), Ямало-Ненецкий автономный округ (14 экз.), Москва (8 экз.) и Республика Ингушетия (6 экз.).

Средняя плотность подписки на тысячу жителей по России за первое полугодие 2021 года составила 64 экз. на 1000 человек при прошлогоднем результате в 72 экз.

Анализируя в целом итоги прошедшей подписной кампании, надо признать, что, несмотря на рост тарифов на подписку и сохранение негативных тенденций в данной сфере, когда подписка дороже розницы, надо признать наличие положительных изменений. Очевидно, что население страны, находящееся во многих случаях в режиме самоизоляции, предпочитает оформление подписки с доставкой прессы на дом, и это отражает общемировой тренд в условиях пандемии.

В этом контексте надо понимать, что с преодолением опасности распространения вируса и ослабления ограничений для населения, особенно для людей старшего возраста, подписка на прессу может дать резкое падение в подавляющем большинстве регионов РФ. С учетом этого, эксперты рынка подписки полагают, что надо принять дополнительные меры по поддержке института подписки в стране как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Пресс-служба СППИ ГИПП 

Подробные данные по итогам подписной кампании 2021/1 можно посмотреть по ссылке.

Читайте также

все новости