Назад

Рыночная лихорадка: новая «эпоха дефицита»

Появление этой статьи вызвано небывалой до этого времени ситуацией на мировом рынке. Сформировавшаяся в конце прошлого – начале текущего года «ковидная экономика» вызывает нешуточную тревогу у всех, кто хоть как-то связан с бизнесом, да и всех граждан в большинстве развитых стран мира. И причин такого поведения, казалось бы, стабильных рынков развитых стран, понять непросто. Попытаемся разобраться…

В последнее время все чаще из самых разных источников приходит информация об усложнении рыночной ситуации, связанной с расходными материалами, сырьем и компонентами для самых разных областей применения, в том числе и для полиграфии. Многие компании сообщают о смене номенклатуры товаров, повышении цен на многие привычные материалы и компоненты, снижении надежности поставок — особенно на длинных контрактах. Все это так или иначе создает серьезную нервозность на рынке. Типографиям непонятно, как прогнозировать свою работу и участвовать в тендерах, которые нужно просматривать на несколько месяцев вперед. Также немало полиграфических производств, которые «встраиваются» в производственный цикл других предприятий (например, пищевых) и берут на себя обязательства о поставках упаковки в определенных объемах по графику и по оговоренным ранее ценам. Естественно, что нервозность на рынке расходных материалов, бумаги и картона заставляет задумываться о том, как работать в ближайшее время.

Проблема осложняется тем, что на рынке есть большой объем неопределенности. Поставщики оборудования и расходных материалов для полиграфии, работающие в России, также не имеют четкого понимания, что на самом деле происходит на рынке, как это изменит ситуацию с производством и поставками тех или иных материалов и как в этом случае планировать свою работу. Даже производители оборудования и материалов оказываются в сложной ситуации из-за внезапно возникших проблем с приобретением тех или иных материалов, сырья или компонентов.

Такие проблемы характерны для всей индустрии, не только полиграфии. Не так давно вдруг возникли проблемы с поставками процессоров для современных гаджетов, причем такого уровня, что крупные потребители этих устройств начали активно закупаться процессорами впрок, еще больше усиливая дефицит. Выяснились и проблемы с поставкой микрочипов для автомобилей — целый ряд автогигантов вынуждены были пересматривать планы своего производства. И это только малая часть всех глобальных проблем на мировом рынке.

На мировом рынке вдруг оказалось в дефиците огромное количество различных материалов и компонентов... Применительно к полиграфии можно говорить, что не хватает смол, пигментов, клеев, дисперсий, резистов, всевозможных органических соединений, а также металлов, дерева (целлюлозы), ряда полимеров и многого другого. При этом сырьевая экономика отработала вполне успешно. Многие сырьевые страны (включая Россию) рапортовали в прошлом году о больших (порой рекордных) объемах продаж сырья. Похоже, что возникли проблемы на этапе первичного превращения исходного сырья в различные товары первого уровня переработки. Проще говоря: алюминиевая руда есть, а товарного алюминия нужных сортов нет (или есть, но значительно дороже). Древесина есть, а целлюлозы не хватает. И так по огромному списку продуктов. А нехватка продуктов первичной переработки ведет за собой дефицит всего, что из этого делают дальше.

Причины

Полную версию статьи читайте на PrintDaily.ru

Реалии

Из материала следует, что в повышении цен на многие товары для полиграфического бизнеса есть немало вполне объективных причин (при наличии, к сожалению, и спекулятивного момента). Это объективно усложнит жизнь типографиям, которые будут вынуждены переложить рост цен на заказчика (хотя бы частично). А это вынуждено приведет к дальнейшему сокращению тиражей и объемов печатной продукции и еще больше снизит маржинальность полиграфического бизнеса.

Но есть определенная надежда, что все рассогласования и сбои, возникшие в прошлом году, постепенно будут ликвидированы и производства вновь заработают ритмично. И тогда ситуация с ценами на материалы должна нормализоваться. Скорее всего, снижения цен не будет, но возникнет стабильность и предсказуемость. И биржевые аналитики прогнозируют стабилизацию цен уже в ближайшее время.

К сожалению, ближайшие полгода нам предстоит работать в условиях нестабильности и высоких цен. Перспективы неясны. Но есть надежда и экспертные прогнозы. И задача — всем вместе, всей отраслью этот период пережить. И здесь самое важное — взаимопонимание, открытость и сотрудничество. Конкуренция должна подождать, да и конкурировать в ситуации всеобщего дефицита не получится.

Александр Амангельдыев, генеральный директор издательства «Курсив» (kursiv.ru)

Читайте также

все новости