| Главным фактором роста, по словам господина Арсеньева, стал дефицит полиграфических мощностей.
«Издательства стояли в очереди на изготовление книг, объемы заказов били рекорды»,— отметил он. Дефицит начал формироваться еще в конце 2021 года ( см. “Ъ” от 3 сентября 2021 года) и ярко проявился в первом полугодии 2022 года. Однако в ноябре и декабре, по словам Павла Арсеньева, объем заказов упал. В то же время выросли цены на печать, примерно на 15%. «Подорожала логистика. Из-за пятого пакета санкций ЕС пришлось перейти на поставщиков материалов из Китая и Кореи, которые повысили цены»,— рассказал господин Арсеньев. Офсетная бумага сейчас на 100% производится в России и ее дефицита нет, но сохраняются проблемы с мелованной, которая в основном импортировалась из ЕС, уточнил он.
Гендиректор ОАО «Издательство "Высшая школа"» (Смоленский полиграфический комбинат, Тверской полиграфический комбинат детской литературы) Роман Трунов говорит об увеличении выручки в 2022 году на 18%, притом что «в экземплярах выпустили продукции чуть больше, чем в 2021 году». Он также связывает рост с временным дефицитом мощностей: «Когда против РФ ввели санкции и встал риск дефицита материалов, многие издатели начали резко увеличивать печать и заполнять склады». В результате, уточняет топ-менеджер, к концу третьего квартала склады заполнились, а дефицита материалов так и не случилось, поскольку отрасль смогла перестроиться.
Издатели книг подтверждают рост заказов и загрузки типографий в первой половине 2022 года и снижение — во втором полугодии. «Отрасль подвержена резким и малопредсказуемым колебаниям, вся вторая половина года прошла при загрузке типографий около 75% от нормы. Срок ожидания заказа уменьшился»,— говорит директор по производству группы «Альпина» Константин Лунь. Рост стоимости производства книг на фоне подорожания материалов в 2022 году он оценивает в 30–40%.
| Типографии, которые специализируются на печати периодических изданий, в свою очередь говорят о падении показателей по итогам года.
По словам коммерческого директора «Прайм Принт» (печатает газеты) Андрея Малахова, снижение выручки предприятия в 2022 году составило 10%, «причины — рост стоимости расходных материалов, в первую очередь офсетной краски, пластин, падение тиражей и объемов печатной продукции в среднем на 12%». В газетном сегменте, по его словам, значительная доля полиграфических мощностей с учетом снижения тиражей и объемов освободилась, что заставляет типографии «бороться друг с другом, снижая цены».
Прогнозы участников рынка на 2023 год сильно отличаются. В «Парето-Принт» после роста заказов в феврале полагают, что 2023 год должен быть не хуже 2022 года. В издательстве «Высшая школа» и «Прайм Принт» в то же время роста выручки не ожидают. Развитие отрасли, по мнению представителей компаний, могут осложнить проблемы с запчастями для оборудования. «Параллельный импорт из ЕС сегодня почти невозможен — каждая деталь имеет уникальный идентификационный номер, что позволяет отслеживать ее местоположение»,— поясняет Андрей Малахов. Роман Трунов добавляет, что сдерживающим фактором становится утечка кадров — «удержать сотрудников на фоне активного найма на предприятия ВПК довольно сложно».