Назад

Контент – это король

Контент – это король

На XVII ежегодном профессиональном форуме «Издательский бизнес» / «Publishing Expo». Перезагрузка», организованном СППИ ГИПП при поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, была проведена дискуссионная панель «Контент – это король. Традиционые и новые формы работы профессиональных редакций. 

Модератором мероприятия была Индира Кодзасова, заместитель Главного редактора газеты «Аргументы и факты». Участники: Камилла Нигматуллина, завкафедрой цифровых медиакоммуникаций СПбУ; Денис Прокопенко, главный редактор журнала «Компания»; Евгений Сазонов, шеф-редактор ежедневника «Комсомольская правда»; Ринат Низамов, директор по контенту «Яндекс.Дзен»; Ольга Воронцева, главный редактор women.ru; Кирилл Полиенко, редакционный директор сетевых проектов медиахолдинга «Сибфм-групп». 

Участники дискуссии обсудили такие вопросы, как: роль и значение печатных СМИ в эпоху цифровой трансформации; о чем говорят исследования аудитории; как редакции сохраняют лояльного читателя и ищут нового; опыт работы редакций во время пандемии; как работают редакции с новыми медиа и др.

  

С первым сообщением выступила Камила Нигматуллина, она представила краткий, но содержательный обзор зарубежных и российских исследований, посвященных рынку печатных СМИ, показавший, что в мире еще очень много регионов, где печать доминирует как канал доставки и как медиа, которому люди доверяют. Исследователи, сказала она, во всем мире наблюдают цифровую усталость и желание вернуться в принт, к принту существует весьма большой кредит доверия. В то же время, цифровой доход может быть частью поддержки печатной индустрии, одна модель монетизации дополняет другую модель. Вариантами позитивного будущего принта могут быть: корпоративная пресса (в дополнение к онлайн бренд-медиа); премиальный сегмент (журналы, буказины); контент, который возможен только в принте (детализированная визуализация, качественные фото, реклама с образцами продукции внутри журнала, геймифицированные форматы вроде настольных игр и др.); литература и поэзия; репринты и актуализация прошлого контента.

Денис Прокопенко рассказал о том, почему было принято решение перезапустить в период пандемии дорогой люксовый журнал. Мы заметили, сказал он, несколько тенденций. Первое – люди несколько устали от диджитал и хотят подержать в руках издание, которое можно полистать, отложить, при чтении которого можно остановиться и обдумать прочитанное. Премиальное издание дает ощущение причастности к чему-то важному и дает возможность обдумать тему, изложенную в статье. Второе – понимание того, что через этот сегмент можно что-то донести до люксовой аудитории, которая тоже читает это издание. Плюс мы нашли свою нишу: решили перевести издание из формата тонкого, еженедельного в лакшери-сегмент, в толстое, 140-страничное издание, выходящее реже, и распространять его не в киосках, а через бизнес-залы, гостиницы, на частных бизнес-джетах.

Евгений Сазонов: Утверждение о том, что хочется остановиться и почитать, играет и на нашем поле. Сейчас настолько много информации, что постоянно надо принимать решение, что читать, что не читать. Возникает желание, чтобы кто-то умный сделал выбор за тебя. Мы в нашем холдинге нашли баланс между между диджитал и принтом, и сейчас у нас газета – это дайджест самых интересных материалов сайта.

   

Индира Кодзасова: Евгений говорил о сайте как о «веселом чудовище, которое скушает всё». Сейчас для всех медиа такое чудовище – это Яндекс.Дзен. С одной стороны, он отбирает у нас аудиторию, с другой стороны, платформы отбирают у нас не только аудиторию, но и авторов. Вопрос к Ринату Низамову: почему это происходит и что будет дальше?

Ринат Низамов: Мы не считаем медиа конкурентами, в первую очередь, это наши партнеры, а конкуренты – это другие платформы, такие как Инстаграм, Телеграм, ТикТок и т. д. Но пока сложно представить, чтобы на конференции российских издателей сидел представитель этих платформ. У Яндекс.Дзен есть три бенефициара. Это издатели, и понятно, какой профит они ожидают: трафик, аудитория. Есть еще проблема авторов, которые заводят блоги и сами становятся медиа. Второй бенефициар – это платформа, она борется за авторов, за свою аудиторию, свой бизнес. Третий бенефициар – это аудитория. Платформы делают все, чтобы удержать аудиторию у себя. Медиа зачастую либо отказываются от присутствия в платформе, либо делают все, чтобы получить с платформы только трафик. В Яндексе быстро поняли, что если не создать свою блог-платформу, позволяющую творческим людям, и медиа тоже, находить аудиторию, то в скором времени в России не будет такой платформы, которая будет приходить к издателю и искать совместные решения. Нам нужно больше консультироваться, у нас есть много общего, и мы можем друг друга сильно обогатить.

Ольга Воронцева: Я предствляю сетевое издание, у которого нет печатной версии, но имею опыт работы в печатных СМИ и могу сравнивать. Есть три категории аудитории. Первая - это люди, которые хотят не спеша, за чашкой кофе почитать печатную прессу. Вторая – сетевая аудитория, те, кто хочет быстро пролистать новости, получить большой объем информации. Третья аудитория – это аудитория нового формата медиа в соцсетях, такие медиа уже создаются. Они короткие, емкие, с другой подачей, с другими фотографиями, это динамичные видеоформаты. Но я не думаю, что печатные СМИ умрут, на каждый формат найдется своя аудитория.

Индира Кодзасова поинтересовалась у Кирилла Полиенко, представляющего региональный бренд, объединивший несколько изданий и радиостанцию: почему региональная медиагруппа, у которой большой сегмент – это радио, пошла в интернет и в печатные СМИ?

Кирилл Полиенко: Раньше говорили, что соцсети убьют наши отечественные медиа. Сегодня я услышал, что Яндекс.Дзен может их спасти, составляя конкуренцию зарубежным платформам. Но мне кажется, что сосуществование соцсетевых проектов и медийных невозможно. Газеты будут существовать до тех пор, пока живы те, кто помнит их с детства, т.е.еще минимум 40 лет. Что касается разных типов изданий внутри одного холдинга, оказалось, что это очень удобно – предоставлять аудитории, то, что ты хочешь, в разных форматах. Таким образом можно максимально наращивать аудиторию на весь холдинг. Причем все проекты могут быть самодостаточными внутри одного холдинга.

Индира Кодзасова, говоря об угрозах печатным СМИ, предложила участникам дискуссии высказать свое мнение о том, что может угрожать будущему печатных СМИ, отметив, что сама видит в числе возможных угроз сверхдавление на СМИ через различные законодательные инициативы, проблемы с доставкой печатного слова до потребителя, отсутствие авторов и блогеры, которые сами становятся медиа.

Евгений Сазонов высказал опасения в связи с закручиванием гаек по поводу распространения газет. Сейчас чтобы купить газету, нужно поставить перед собой такую цель, спонтанно это не получится. Хотелось бы здесь увидеть помощь от государства. Ринат Низамов сказал, что не видит угрозы в блогерах, считая их креативными людьми, для которых и платформа, и печатные СМИ – работодатели. Ольга Воронцева видит опасность в соцсетях с их быстрой доставкой информации. Кирилл Полиенко считает одной из серьезных угроз слишком жесткие ограничения со стороны регуляторов рынка.

Завершая сессию, Индира Кодзасова кратко подвела ее итоги и пожелала оптимизма всем участникам дискуссии, долголетия и процветания печатным СМИ.

 

Пресс-служба СППИ ГИПП


Читайте также

все новости