Назад

«Цифровые технологии, смарт-процессы и big-data в российских масс-медиа»

«Цифровые технологии, смарт-процессы и big-data в российских масс-медиа»

Союз предприятий печатной индустрии при поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ провел серию мероприятий по проблемам внедрения цифровых технологий, смарт-процессов и big-data в российских медиа.

15 ноября в МИА «Россия Сегодня» состоялась Конференция «Цифровые технологии, смарт-процессы и big-data в российских масс-медиа: подходы и стратегии использования».

Модератором конференции Евгений Абов, вице-президент СППИ ГИПП по вопросам международного сотрудничества и цифровой трансформации, член Наблюдательного совета Всемирной информационно-издательской ассоциации WAN-IFRA, обратил внимание на результаты опроса издателей СМИ по всему миру, проведенному WAN-IFRA в 2022 году. Зарубежные издатели повсеместно ожидают, что наибольший прирост доходов их компаний в 2022 году будет обеспечиваться, в основном, их цифровыми медиаресурсами, в первую очередь, за счет рекламы на цифровых носителях, доходов от мероприятий, целевых грантов, коммерческих партнерств с IT-платформами и маркетплейсами. Главными направлениями инвестирования издателей СМИ в ближайшие годы станут аналитика данных (data analytics), искусственный интеллект, новые аудио- и видеоформаты, включая подкасты, а также инвестиции в технологическое обновление систем взаимоотношений с клиентами (CRM) и редакционных систем управления контентом (CMS).           

Евгений Абов предложил приглашенным спикерам оценить, насколько подобные тренды применимы к российскому издательскому рынку. 

Марина Лучина, руководитель сервисных линий Observer и Customer Experience международной исследовательской компания IPSOS, рассказала о современных особенностях медиапотребления и связанных с ними новых ожиданиях молодого поколения. В числе основных она отметила ожидание более качественной аудио- и видеосвязи, развитие мессенджеров, использование голосовых помощников для работы с информацией и др.

Виктор Канский, и. о. шеф-редактора KP.RU (Медиагруппа «Комсомольская правда»), отметил, что «КП» была одной их первых газет, которая еще в 1998 году «вышла» в интернет и с тех пор экспериментировала практически со всеми существующими медиаформатами. Он подробно рассказал о развитии сайта и мультимедийной редакции газеты. «Мы смотрим на любые цифровые вызовы как на перспективу роста, возможность открыть что-то новое и использовать в своей работе», – сказал В.Канский.

Марина Мишункина, 1-й заместитель генерального директора ИД «Аргументы и факты», подробно остановилась на том, как грамотно использовать возможности грантов и госконтрактов, на средства которых в «АиФ» реализуется целая серия социально-ориентированных редакционных спецпроектов. Для каждого сегмента аудитории подбираются разные форматы и каналы донесения информации – видео, подкасты, аналитические материалы, анимация и др. Эффективность спецпроектов издательского дома, подчеркнула она, немыслима без правильно сложившегося симбиоза «бумаги» и «цифры».

Оксана Маклакова, главный редактор MSK1.RU (ИД «Шкулев Медиа Холдинг»), подробно рассказала о сети городских порталов холдинга,  особенностях запуска сайта MSK1.RU на высококонкурентном московском рынке, о том, как холдингу удается обеспечить контентную синергию различных городских порталов, подстраиваясь под информационные запросы и потребительские интересы горожан крупных мегаполисов в самых разных регионах.

Владимир Денисов, основатель и директор ИД «Евромедиа» (Ростов-на-Дону), поделился опытом своего издательского дома в условиях новой реальности. Диджитал-технологии, по словам В. Денисова, становятся главным драйвером развития и органического роста некогда сугубо «бумажных» медиа. Спикер подробно остановился на реализуемой «Евромедиа» собственной концепции «маркетплейс коммуникаций».

Мария Огай, руководитель Дирекции по развитию бизнеса «Подписка», АО «Почта России», и Виктория Нахлебникова, руководитель Департамента по развитию продукта «Подписчики», АО «Почта России», познакомили собравшихся с недавно запущенным Почтой России мобильным приложением для чтения газет и журналов «Почта Подписка», о развитии сервиса онлайн-подписки на печатные СМИ. Теперь Почта России доставляет газеты и журналы не только в почтовый ящик, но и в планшет или смартфон, подстраиваясь таким образом под цифровую трансформацию медиапотребителей, наращивая и развивая информационные онлайн-услуги.

Д-р Ума Шанкар Пандей (Индия), медиаисследователь, специалист в области массовых коммуникаций (Университет в Калькутте), описал ситуацию на индийском медиарынке, показал динамику различных секторов и прогноз развития рынка на ближайшие годы. Говоря о новейших вызовах для журналистики, индийский участник конференции рассказал о распространенной сегодня в Индии концепции так называемого «журналистского дизайнерского мышления» (design thinking), основанного на многомерности процесса создания авторского произведения – от этапа зарождения идеи, обдумывания характера и формы подачи, тестирования промежуточного результата до представления конечного продукта на тех платформах и в тех форматах, которые привычней и понятней конкретным группам медиапотребителей.

Елена Вартанова, д.ф.н., профессор, декан факультета журналистики МГУ им Ломоносова, продолжила разговор о бурном развитии медиатехнологий, что привело к кардинальным, системным изменениям в способах и характере потребления медиаконтента. Известный специалист в области формирования отечественной медиасистемы, Е. Вартанова поделилась своими размышлениями о современной медиа-аудитории и общей ситуации внутри медиаиндустрии, где происходит ломка старых, традиционных бизнес-моделей. Медиа больше не служат связующим звеном между рекламодателями и потребителями – их функции замещаются цифровыми платформами. Издательскому бизнесу явно нужна перезагрузка, чтобы окончательно не лишиться аудитории в условиях новой медиареальности.

Видеозапись прямой трансляции конференции в интернете можно посмотреть по ссылке.


Пресс-служба СППИ ГИПП  

Читайте также

все новости