Сайт работает в тестовом режиме. Приносим извинения за возможные неудобства
Назад

Профориентация школьников: взгляд общественников и педагогов

Профориентация школьников: взгляд общественников и педагогов

Пермская школьная газета «Перемена-Пермь» выходит за рамки своего города. В январе нас пригласили организаторы Межрегионального химического турнира (МХТ) в Екатеринбурге с просьбой приехать и осветить мероприятие.

Турнир – это не только решение школьниками химических задач, но и различные переговорные площадки. В том числе, площадки для обсуждения проблемных вопросов в области школьного образования.

2 февраля 2019 г. организаторы турнира собрали узким кругом «разные стороны» образовательной среды, чтобы найти ответ на вопрос: «Какой должна быть профориентация школьников?».

Мероприятие проходило в формате медиазавтрака в одном из кафе Екатеринбурга. Приглашенными спикерами выступили: Ирина Закирова, исполнительный директор Свердловской областной общественной организации «Уральский клуб нового образования», Ирина Трушина, проректор по работе с молодежью Челябинского государственного университета, Татьяна Садовникова, директор института довузовского образования ЧелГУ и Глеб Алёшин, преподаватель химии СУНЦ МГУ, один из организаторов МХТ. Модерировала беседу Анна Ординарцева, заместитель председателя локального оргкомитета МХТ.

Анна Ординарцева:

- Центральный вопрос нашей встречи и прост, и сложен одновременно. Как нам, взрослым, помочь школьнику выбрать будущую профессию. Надеюсь, наше общение будет продуктивным, ведь здесь собрались представители разных сторон образования. И общественники, и преподаватели университета, и организаторы турнира.

Ирина Трушина:

- Уверена, в процессе выбора будущей профессии ребенком важным моментом является первая встреча школьника с той или иной профессиональной средой. В прошлом году студентами ЧелГУбыл инициирован проект «Школа профессий». Его удалось реализовать благодаря победе в грантовом конкурсе Росмолодежи. В рамках проекта прошли лекции, экскурсии на предприятия, мастер-классы от представителей профессиональных сообществ. С нами в школу выезжали политолог, лингвист, психолог, врач, программист, юрист и журналист. Школьники могли выбрать тот или иной мастер-класс с учетом своих интересов. Проект имел хороший отклик. Теперь мы готовимся запустить такой формат в рамках летней оздоровительной компании в детских лагерях Челябинской области. Вторым этапом углубления в ту или иную сферу профессиональной деятельности являются занятия впрофориентационных школах институтов и факультетов ЧелГУ («Школа будущего экономиста», «Школа юного менеджера», «Малый психологический университет»). Важно, что в ходе занятий обучающийся может поменять сферу интересов.

Татьяна Садовникова:

- Профориентация детей должна начинаться максимально рано. Так, у нас функционирует «Детский университет» для учащихся начальной школы. Конечно, сюда детей приводят родители. Но впоследствии ребята увлекаются и остаются и на следующие программы «Детского университета».

Глеб Алёшин:

- Знаете, чем мне нравится турнир? Он приближен к жизни больше, чем школьные задачи по химии. Например, условиятипичных олимпиадных задач, в которых требуется разгадать учащемуся какой-то там элемент по массовым долям, имеет мало отношения к реальной научной деятельности. Нигде в реальности химики так работают в лаборатории. Другой важный аспект: школьники должны понимать, что ни одна задача не решается ученым или сотрудником предприятия в одиночку. Почти всегда все делается в команде! Турнир учит ребят работать в команде, а значит, приближает их к реальной взрослой жизни. Образование не должно быть контентноориентированным, а напротив, практиконаполненным. Поэтому мы считаем турнир профориентационным мероприятием! Он ценен еще и тем, что начинающие химики имеют возможность общаться с учеными, руководителями лабораторий. Видели бы вы, какие идут дебаты на кофе-брейках или после окончания секций турнира…

Ирина Закирова:

- Центральный вопрос профориентации: «Как вовлечь ребенка в деятельность?». Это позволяет сделать один из наших форматов, который мы проводим с 2016 года. Это хакатоны, в рамках которых команды старшеклассников работают в направлениях олимпиады национальной технической инициативы. Ребята учатся работать с данными, проходят машинное обучение, знакомятся с геоинформационными системами, чтобы решить реальные кейсы от предприятий и городских сообществ. Хакатон – формат для старшеклассников, выбравших сферу своих интересов (естественно-научную, техническую или иную). А если вернуться к задаче вовлечения школьников, то мы здесь используем другой формат – десанты в школы, лекции, открытые мастер-классы, на которых мы увлекаем детей той или иной сферой, а уже потом предлагаем погрузиться в нее глубже на наших хакатонах или проектных школах. Наша главная задача – научить ребят технологии проектной работы от поиска социокультурной проблемы до реализации технического решения.

Анна Ординарцева:

- Хочу суммировать сказанное. В области профориентации хорошо задействовать непрофессиональных педагогов, а специалистов той или иной сферы. И важно ребятам дать что-то поделать руками. Но лично для меня самый больной вопрос: «Как сделать эти форматы массовыми?». Даже наш турнир имеет критическую точку входа. Мы не можем принять всех желающих просто потому, что у нас нет столько экспертов, волонтеров… Тогда возникает вопрос: «А что же делать с остальными?».

Ирина Закирова:

- Я не вижу никаких ограничений! Разработав определенный успешный формат, можно обучать ему людей на местах. В школах, вузах, некоммерческом секторе. Главное, чтобы всегда был лидер, инициатор и двигатель проекта. В чем плюс того, что лидерство берет на себя некоммерческая организация, а, скажем, гимназия или вуз? А в том, что так получается гармоничнее выстраивать партнерские взаимоотношения в рамках реализации проекта. Это снимает многие ограничение и позволяет защитить интересы каждого партнера – организатора проекта. Что очень важно для того, чтобы проект жил и развивался дальше.

Анна Ординарцева:

- Чтобы вовлечь большее число детей, мы стараемся сделать наш турнир более локальной историей, то есть вывести его на площадки разных удаленных поселений Свердловской области. Так большее количество ребят смогут попробовать себя в командной работе и познакомится с химией. У меня перед глазами живой пример. Несколько лет назад в одном из турниров принимала участие Вероника, школьница, которая не производила впечатление заинтересованного участника. Она такая девочка-девочка. Какая уж тут химия? Но когда предложили решить задачу про солнцезащитный крем, который мог бы показывать дозу полученного ультрафиолетового излучения, Вероника показала себя как активный участник турнира. Теперь она – студент химик 3 курсаУрФУ, успешна и влюблена в химию. А как мы достучались до нее? Просто нашли задачку, которая совпала с ее интересами, актуальными в тот период времени.

Татьяна Садовникова:

- Мотивация появляется, когда ребенку интересно. Именно поэтому мы, проводя Дни открытых дверей у себя в вузе, выезжая в школы, принимая участие в форумах и выставках, максимально стремимся использовать интерактивные формы работы с обучающимися. Разве ребенок, побывав на нашем мероприятии и загоревшись новыми знаниями и навыками, не расскажет об этом родителям? Разве родители не помогут ребенку углубиться ту или иную сферу, подобрав курсы или кружки по интересам? Азарт к получению новых знаний появляется тогда, когда ребенок чувствует поддержку со стороны учителей и родителей.

Ирина Трушина:

- Работа с родителями должна быть направленной. Родитель, понимая потребности ребенка, должен иметь мудрость не навязывать ему свое мнениепри выборе профессии, не подменять желания ребенка собственными. Об этом мы будем говорить в нашем новом проекте «Родительский всеобуч».

Ирина Закирова:

- В связи с этим мы всегда стараемся включить родителей в диалог опосредованно. Например, снимаем ролики про наши мероприятия. Родители увидев то, как отзываются дети о результатах участия, обязательно подскажут своему сыну или дочери, что можно прийти на наш хакатон или фестиваль.

Анна Ординарцева:

- Резюмируя вышесказанное, мы еще раз убедились, что в создании образовательных проектов, решающих профориентационные задачи, мы во многом следуем общим негласным правилам. Одно из которых – деятельностный подход к организации проектов. Уверена, что мы еще посотрудничаем и эта диалоговая площадка станет стартом новых проектов!

После окончания медиазавтрака участники еще долго не расходились. Они активно обменивались контактами, задавали уточняющие вопросы о том, как воплощаются те или иные форматы на практике и обсуждали планы на будущее.

Наталья Ханова

Популярные комментарии

Austdaype
29 Апреля 2019

Coversyl  cialis prices Zithromax Pediatric Dosing Chart Viagra 25mg Filmtabletten 4 Stuck What Is Provera Used To Treat

Austdaype
29 Мая 2019

Where Can I Buy Retin A Online? Maxifort Zimax 100mg  levitra 20 mg cost walmart Bactrim For Uti 3 Days Levitra Apothekenpflichtig Interigo Keflex

Randavalk
05 Июня 2019

Propecia En Espana Farmacia Online  levitra 10 bucodispersable Cialis Mode D'Emploi Genericos De Propecia 1 Mg

Austdaype
12 Июня 2019

Propecia Svenson Baclofene Surdosage Levitra 20mg Best Price  levitra action Fda Approved Canadian Pharmacies Allergic Reaction To Amoxicillin

Randavalk
18 Июня 2019

Farmcy On Line Viagra Acquisto In Contrassegno  viagra Cialis Dosis

Randavalk
12 Июля 2019

Order Now Bentyl 20mg Women Viagra Propecia 1mg Tablets  levitra 20mg prix Where Can I Buy Fluoxetine Cash Delivery

Austdaype
17 Июля 2019

Comprar Viagra  cialis 20mg price at walmart Progesterone Website Mastercard Accepted Overseas Albendazole Canadian Pharmacy How Effective Amoxicillin For Toothache

Randavalk
20 Июля 2019

Want To Buy Isotretinoin Wigan Cephalexin Use Is Viagra Safe  prix levitra en medecine Daily Propecia Professional Plavix Discount Program

Добавить комментарий

Защита от автоматических сообщений

Читайте также

все новости